Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов.

В конце года на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” журналистам рассказали о предварительных итогах реализации первого этапа приоритетного проекта “Современная цифровая образовательная среда в РФ” (СЦОС). Было объявлено, что в тестовом режиме заработал интернет-портал, обеспечивающий доступ к онлайн-курсам по принципу “одного окна”. Этот информационный ресурс объединил более десятка существующих платформ онлайн-обучения, предложил единую систему аутенфикации пользователей. 
Напомним, приоритетный проект СЦОС был презентован в сентябре прошлого года на международной образовательной конференции #EdCrunch-2017 заместителем министра образования науки Людмилой Огородовой. Еще летом Минобрнауки РФ провело конкурс среди российских вузов на разработку элементов единой образовательной платформы, выбрав 17 победителей. В стране были созданы 10 региональных опорных центров компетенций в области онлайн-обучения. Среди ключевых партнеров Минобрнауки по реализации приоритетного проекта СЦОС — крупные корпорации и ведущие вузы страны. 
Говоря о важности этого большого проекта для российской системы образования, Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в области высшего образования Минобрнауки РФ, выделил три ключевых обстоятельства. Во-первых, весь мир становится цифровым, и процесс обучения должен этому соответствовать, то есть также быть представленным “в цифре”. Во-вторых, цифровой мир позволяет человеку выстраивать собственную образовательную траекторию, брать ответственность за свое обучение на себя, чего традиционная высшая школа обеспечить не может. Наконец, в-третьих, единая цифровая среда даст возможность равного доступа к качественному и самому современному на данный момент образованию всем гражданам огромной страны.
— Благодаря определенной процедуре оценки качества в этот проект допускаются только те платформы и ресурсы, которые соответствуют не только современным образовательным стандартам с точки зрения содержания, но и современному уровню технологий. Мы создали определенные механизмы, позволяющие это сделать, — подчеркнул А.Соболев. 
Недавно на портале СЦОС был зарегистрирован 300-й курс, еще десятки находятся в процессе экспертизы. Пользователей — примерно полмиллиона. К 2025 году планируется увеличение количества того и другого на порядок. 
Одна из главных задач проекта — повышение квалификации преподавателей. По данным А.Соболева, за полгода его реализации были переподготовлены 2700 преподавателей из 32 регионов страны. “Самое главное даже не в том, чтобы научить людей разрабатывать онлайн-курсы, а в том, чтобы научить их использовать саму цифровую среду, — подчеркнул директор департамента. — Она требует от преподавателей совершенно другой ментальности, другой картины мира, другого способа работы со студентами”. Преподаватель становится для студента тьютором, проводником по непростому цифровому миру. 
— Преподавателям необходимо понять, что надо меняться, — подтвердила директор Института дистанционного образования ТГУ Галина Можаева. — Вместе с новой информационной культурой приходит новая образовательная культура. На одной из наших конференций прозвучал лозунг “Меняйся или умри”. Применительно к преподавателю эпохи “цифровизации” мы трансформировали его в более мягкий: “Меняйся или уйди”. Потому что в университеты приходят дети, рожденные и воспитанные в цифровую эпоху. С ними надо разговаривать на их языке. Перестройка создания преподавателей — одна из главных в этом проекте. 
По словам А.Соболева, очень важно, что онлайн-курсы, предлагаемые новым порталом, — часть системы формального образования: это модули дисциплин, а порой и целых образовательных программ, которые преподаватели вузов могут использовать в процессе обучения, включая в учебные планы. Все курсы проверяются федеральными учебно-методическими объединениями, они соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и согласованы с требованиями работодателей. Как рассказал директор Ассоциации “Национальное общество технологий в образовании” Тарас Пустовой, в рамках проекта были разработаны около десяти различных процедур оценки — со стороны пользователя, экспертов, профессионального сообщества, родителей. И этот список расширяется.
Прохождение онлайн-курсов засчитывается студенту как часть учебного плана вуза, в котором тот учится. Минобрнауки вместе с коллегами из ведущих университетов провели громадную работу по созданию необходимой нормативной базы. Так что теперь вузы вправе засчитывать прохождение курсов на электронной платформе, не опасаясь контролирующих органов. 
Сооснователь одной из вошедших в СЦОС платформ электронного онлайн-образования “Универсариум” Дмитрий Гужеля выразил общее для участников встречи мнение: теперь онлайн-образованию ничто не мешает активно распространяться по стране, и университетам необходимо задуматься о том, как максимально эффективно и быстро включиться в это движение. “Проект СЦОС становится катализатором онлайн-образования в России”, — добавил он. 
Адрес портала — online.edu.ru. Достаточно зарегистрироваться, выбрать курс — и можно начинать учиться. 
Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта https://www.facebook.com/scosrf/

Нет комментариев