Пятый элемент. Искусство помогает понять суть вещей.

В Архиве Российской академии наук прошла выставка-фестиваль “Образостроение-2017. Конвергенция искусства и технологии” в рамках параллельной программы Московской биеннале современного искусства 2017. Часто говорят, что ХХI век — время нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий. Организаторы SCIENCE-ART считают, что образ предполагаемого технологического будущего должен обязательно дополнить пятый элемент — искусство.
В этот раз экспозиции в Архиве РАН продемонстрировали не только живописные полотна, но и арт-объекты с движущимися частями, нестандартные по используемым материалам и применяемым технологиям. Все это так или иначе связано с наукой. Представим несколько произведений.
Кинетические объекты Владимира Мартиросова — “Веер”, “Букет чертополоха”, “Пьеро” — бионические структуры, которые потрясают своей механикой. Подобно работам Леонардо да Винчи, объекты взмахивают крыльями, расправляют их и вызывают у зрителя жажду свободного полета.
Ольга Победова — член-корреспондент Академии художеств, ее работы находятся во многих музеях России и частных собраниях коллекционеров разных стран. Тяга к супрематической скульптуре побудила ее заниматься химией и технологией производства стекла, особенностями его шлифовки и полировки. Со временем Ольга сумела заставить созданные ею предметы сиять радужными спектрами. О.Победова — единственная, кто работает с оптическим стеклом в скульптуре, ее произведения уникальны. По мнению Ирины Урминой, доктора культурологии, старшего научного сотрудника Музейно-выставочной группы Архива РАН, работы Ольги отражают научное видение развития Вселенной. Ее так называемый варп-двигатель (согласно гипотезе, он позволит оснащенному им звездолету перемещаться быстрее скорости света) — это, с одной стороны, нечто фантастическое, а с другой — близкое к реальности. НАСА занимается реализацией этой идеи вполне серьезно.
Геннадий Васильев считает, что художник должен не отображать эпоху, а создавать ее вместе с учеными. Вероятно, его видение мира близко исследователям. Недаром Юрий Батурин, ученый, дважды летавший в космос, считает, что по картинам Г.Васильева можно видеть построение пространства с помощью квадратов. “Не исключено, — улыбается Юрий Михайлович, — что автор и не подозревает о том, что создал наглядное визуальное отображение кватернионов, используемых для ориентации космических аппаратов”.
Дмитрий Вейзе, практикующий врач, представил таблицу Менделеева в виде трехмерных моделей, выполненных в технике киригами. Начал он в детстве с изучения строения растений, а пришел к образному выражению принципа симметрии в сложнейших системах. Школьники и взрослые в таких необычных формах таблиц (мозаика, пирамида) видят прежде всего свободу мысли, а некоторые утверждают, что так воспринимать таблицу интереснее и даже проще.
Алексей Дьячков прекрасно проиллюстрировал книги по математике Василия Налимова, который утверждает, что пангеометризм раскрывает различные ракурсы видения Мира.
В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) творческое наследие Леонардо да Винчи включено в образовательный процесс. На выставке были показаны модели машин и механизмов, созданные учащимися и студентами в Центре технологической поддержки образования РГГУ. Компьютерные модели разработали по эскизам Леонардо и напечатали с помощью 3D-принтера. А еще они сделали интерактивный голографический стол, на котором трехмерные модели можно вращать и рассматривать с разных сторон.
Ученые РАН тоже представили свои работы. Александр Пушкарев, экспериментируя со структурами, выстроенными из длинных линий, обнаружил особый феномен их восприятия зрителями. Работая над черно-белыми произведениями, он заметил, что порой пересечение трех систем полос дает ощущение новой текстуры, пространства или световых эффектов. А Илья Вольнов показал очень интересную работу, первое впечатление от нее — красивая икона, но вдруг она на ваших глазах, не меняясь в реальных размерах, начинает приобретать объем и новые цвета. 
Никого не оставят равнодушными яркие, притягивающие взгляд картины Лидии Тихонравовой и Владимира Конарева, а также произведения Николая Наумова, занимающегося психологией, его отображение изменений человеческого сознания. 
В целом выставка профессиональных художников и ученых позволяет надеяться, что когда-нибудь “физики и лирики” в своем извечном споре, кто важнее, найдут компромисс. Ведь явно миру нужны и те, и другие.
Ольга Прудникова

Нет комментариев