Со знаком плюс. Ученые России и Германии сфокусировались на вычислительной биологии.

В Сколковском институте науки и технологий при поддержке Посольства Германии в Москве состоялась седьмая по счету Российско-германская неделя молодого ученого. Это ежегодное мероприятие проводится Немецким научно-исследовательским сообществом (DFG) и Германской службой академических обменов (DAAD) под эгидой Германского дома науки и инноваций (DWIH) с 2011 года. Тема и место встречи молодых ученых двух стран каждый раз меняются. В этом году исследователи из российских и немецких университетов и научных центров собрались в Сколково, чтобы представить свои проекты в области вычислительной биологии.

Выступая на открытии недели, вице-президент DFG профессор Франк Альгёвер провел исторические параллели и напомнил о российско-германских мероприятиях подобного формата, происходивших еще в начале XX века.
Так, в 1920-х организация Notgemein-schaft der deutschen Wissenschaft (предшественник DFG) совместно с АН СССР инициировала проведение двусторонних научных недель в различных дисциплинах, включая естественные науки (1927), историю (1928), технические (1929) и медицинские науки (1932). Так же как и теперь, особое внимание на этих встречах было обращено на молодое поколение исследователей.
Спустя десятилетия ученые двух стран сосредоточились на актуальных проблемах энергетики, здоровья человека, космоса, истории, математики и урбанистики (все это — темы прошлых лет).
— Сегодняшняя тема, касающаяся вычислительной биологии и биомедицины, погружает нас в сложную мультидисциплинарную область исследований, которая сформирована новейшими научными достижениями, — подчеркнул вице-президент DFG, являющийся, кстати, авторитетным действующим ученым в области системной биологии и кибернетики.
С приветственным словом к участникам Недели обратился также Ульрих Гротус, заместитель генерального секретаря DAAD, организации с долгой историей, в структуру которой входит DWIH. Заместитель генерального секретаря DAAD упомянул, насколько важно объединять усилия немецких научных организаций, чтобы представлять немецкую науку в целом. Германский дом науки и инноваций, объединяя немецкие научные организации и фонды Германии в единый совет, способствует диалогу между Россией и Германией в области науки и технологий и представляет всю цепочку инструментов для взаимодействия немецких и российских научных организаций друг с другом. Ульрих Гротус подчеркнул особое значение общения и взаимодействия молодого поколения ученых обеих стран друг с другом, так как именно новому поколению ученых и исследователей предстоит определять будущее науки и российско-германских отношений в разных научных областях.
Совместно с экспертами и молодыми исследователями организаторы форума предложили опереться на междисциплинарный подход и обсудить соотношение генотипа и фенотипа, влияние компьютерной биологии на систему здравоохранения, проблемы обучения применению компьютерных концепций и техник интерпретации данных, влияние “больших данных” на будущее персонализированной медицины.
Для Сколтеха тематика VII Российско-германской недели молодого ученого — одна из наиболее актуальных. Здесь активно развиваются биология, биоинформатика, вычислительные методы, наука о данных. По словам ректора Сколтеха академика Александра Кулешова, биология и компьютерные науки сегодня становятся все ближе друг другу, очень многие практические медицинские задачи решаются методами искусственного интеллекта. Например, определение рака груди гораздо эффективнее идет с помощью компьютерных алгоритмов, нежели традиционной диагностики. Таких примеров множество.
— Математические методы в биологии оказываются чрезвычайно полезными и позволяют сделать то, чего невозможно достичь только биологическими способами, — отметил Кулешов.
Целями каждой Недели молодого ученого являются налаживание связей и расширение сотрудничества между исследователями из Германии и России. Однако к участию в мероприятии приглашаются не только молодые ученые — аспиранты, кандидаты наук, но и именитые профессора, доктора наук из российских и немецких университетов и научных центров. По словам главы DWIH и DAAD в Москве доктора Петера Хиллера, важнейшую роль в организации мероприятия сыграл профессор Вернер Мевес из Технического университета Мюнхена.
— У него уже были контакты с учеными из Сколтеха, и он пригласил своих коллег из лучших немецких университетов к участию и сотрудничеству с российскими учеными. Ученица профессора Фришмана, аспирантка Технического университета Мюнхена Аня Мёш приехала на встречу в Сколково со своим проектом. Ее научные интересы касаются иммунотерапии рака. По мнению молодой исследовательницы, презентация в Сколтехе — это отличная возможность “рассказать о своей работе, познакомиться с молодыми российскими коллегами, установить полезные рабочие контакты с кем-то из них”.
Помимо научных докладов, в ходе нынешней Российско-германской недели молодые ученые представили свои научные проекты в формате постерной сессии, в течение которой они могли напрямую отвечать на вопросы и общаться с другими участниками. Особое место занимала “инновационная секция”, в рамках которой акцент был сделан на предпринимательской и инновационной составляющих. В обсуждении прикладных вопросов научной деятельности не было ничего удивительного, ведь в Сколтехе готовят новые поколения не только исследователей, но и предпринимателей, продвигают научные знания и содействуют технологическим инновациям, направленным на решение важнейших проблем, стоящих перед человечеством. В этом совпадают интересы российского инновационного университета и Германского дома науки и инноваций, в задачи которого входит не только налаживание диалога между учеными России и Германии, но и продвижение сотрудничества в области современных технологий между инновационными предприятиями и университетами обеих стран. В рамках отдельной сессии немецкие и российские компании представили свои проекты по развитию стартапов. По словам координатора Германского дома науки и инноваций Михаила Русакова, организаторы мероприятия стремились создать площадку для обсуждения и демонстрации участниками Недели, каким образом научные результаты могут найти свое практическое применение и превращаться в бизнес-проекты. В ходе сессии представители немецких и российских наукоемких компаний рассказали о своем бизнесе. Обсуждались способы поддержки стартапов, организации инновационных предприятий. Так, немецкая фармацевтическая компания Bayer представила свои проекты по развитию стартапов Grants4Apps и Co-Laborator, а инновационная российская компания Biosoft рассказала свою историю успеха. Профессор Мевес из Мюнхенского технического университета поделился советами с молодыми учеными по поводу создания инновационного стартапа.
Организаторы предусмотрели и широкое участие в Неделе структур, поддерживающих и продвигающих науку и в том числе предлагающих программы финансовой поддержки научных проектов.
В этом году ученые могли в формате научного кафе напрямую задать вопросы и узнать о возможностях и инструментах поддержки как немецких, так и российских организаций. Такие организации, как Немецкое научно-исследовательское сообщество, Германская служба академичестких обменов, Германский дом науки и инноваций, Ассоциация имени Гельм­гольца, Freie Universität Berlin, Springer Nature, а также Российский научный фонд, представили свои программы и проконсультировали молодых ученых из обеих стран.
— Мы постарались показать весь спектр инструментов поддержки, которым могут воспользоваться исследователи, — от поиска потенциальных партнеров до финансирования совместных научных проектов, — пояснил Михаил Русаков. Отвечая на вопрос о возможном сотрудничестве со Сколково, глава представительства DFG в России доктор Вильма Ретхаге отметила, что Сколковский институт науки и технологий, с которым у DFG взаимодействия пока не было, является признанным на международном уровне исследовательским университетом России. Созданный в 2011 году при участии Массачусетского технологического института, Сколтех строит свою работу, опираясь на лучшие традиции российских и международных образовательных и исследовательских центров.
— Поэтому мы надеемся, что из возникших в рамках форума новых контактов между учеными двух стран со временем вырастут интересные проекты, которые мы постараемся поддержать, — резюмировала представитель DFG.
Седьмая Неделя молодого ученого в очередной раз продемонстрировала большую заинтересованность ученых России и Германии в сотрудничестве друг с другом. Германский дом науки и инноваций вместе с Немецким научно-исследовательским сообществом уже выбирают тему Недели молодого ученого на следующий 2018 год.
Фото предоставлено DWIH