Чернее ночи

Космический телескоп “Хаббл” обнаружил черную как смоль экзопланету, по размерам она в разы больше любой из планет Солнечной системы. С подробностями — Hubblesite.org.

Планета WASP-12b, что в 1400 световых годах от нас в созвездии Возничего, поглощает, по меньшей мере, 94% звездного излучения видимого спектра, проникающего в ее атмосферу. Попадая в глубокие слои, звездный свет поглощается атомами водорода и превращается в тепловую энергию. Температура атмосферы планеты при этом около 2500 градусов Цельсия, что и делает невозможным образование отражающих облаков на стороне, обращенной к звезде. А обращена она к родительской звезде всегда одной и той же стороной, потому что орбита этой планеты проходит настолько близко к светилу, что оказывается во власти его гравитационных эффектов. Необычная экзопланета WASP-12b относится к классу так называемых горячих юпитеров, гигантских газовых планет, вращающихся очень близко от своей звезды и нагреваемых ею до экстремальных температур. Планета WASP-12b находится в 3 миллионах километров от своей звезды, полный оборот вокруг нее она совершает за сутки. “Мы не ожидали, что обнаружим такую темную экзопланету, большинство горячих юпитеров отражают около 40% звездного света”, — говорит руководитель исследования и ведущий автор статьи в Astrophysical Journal Letters Тейлор Белл (Taylor Bell) из Университета МакГилла (McGill University) и Исследовательского института экзопланет (Institute for Research on Exoplanets) в Канаде. Однако оборотная, “ночная”, сторона планеты совсем иная, она почти на 1000 градусов Цельсия холоднее, что допускает образование на ней паров воды и облаков. В прежних наблюдениях “Хаббла” на границе дня/ночи в атмосфере планеты WASP-12b обнаруживались признаки водяных паров и возможных облаков и тумана.

“Новые данные “Хаббла” продолжают демонстрировать широкое разнообразие в пределах странной популяции горячих юпитеров”, — цитирует Белла Hubblesite. “Там могут быть планеты вроде WASP-12b с температурой в 2500 градусов Цельсия, а какие-то — с температурой всего в тысячу градусов, и все они будут называться горячими юпитерами. Исследователи определяли светопоглощающие способности новоявленной планеты с помощью визуализирующего спектрографа космического телескопа (Hubble’s Space Telescope Imaging Spectrograph) во время ее прохождения за звездой. Измерение потускнения должно было указать на количество отраженного планетой света. Но такового почти не оказалось, что означает поглощение дневной стороной почти всего падающего на нее звездного излучения в видимом спектре.

Планета WASP-12b впервые была замечена в 2008 году, кроме “Хаббла” ее наблюдал космический телескоп НАСА “Спитцер” (NASA’s Spitzer Space Telescope) и космическая рентгеновская обсерватория “Чандра” (Chandra X-ray Observatory).