Польза пузырей

Язвенную болезнь у мышей вылечили с помощью микророботов, нагруженных лекарством и перемещающихся по желудочно-кишечному тракту. Об этом сообщает New Scientist.

Впервые микродвигатели — автономные транспортные средства размером с ширину человеческого волоса — истребили бактериальную инфекцию в желудке мышей, используя в качестве движущей силы для доставки антибиотиков газовые пузырьки. “Движение само по себе способствует удержанию антибиотиков на выстилке желудка, где сконцентрированы бактерии”, — приводит слова одного из руководителей исследования Джозефа Вэнга (Joseph Wang) из Калифорнийского университета Сан-Диего (University of California San Diego) издание New Scientist. В организме мышей, зараженных бактерией Helicobacter pylori, нанодвигатели доставляли в желудок определенную дозу антибиотиков ежедневно на протяжении пяти дней. К концу лечения исследователи установили, что такой подход более эффективен, чем стандартный регулярный прием лекарств. Крошечное средство доставки состоит из сферического магниевого ядра, покрытого несколькими разными слоями, которые обеспечивают защиту, собственно лечение, а также способность прикрепляться к стенкам желудка. После заглатывания наноконструкции ее магниевое ядро вступает в реакцию с кислотой желудочного сока, в результате образуется поток водородных пузырьков, которые и запускают движение микроробота. Этот процесс быстро снижает кислотность в желудке. Слой антибиотика на микродвигателе чувствителен к кислотности среды, и антибиотик начинает высвобождаться только с ее снижением.

Без уменьшения кислотности антибиотики, а также белковые препараты могут разрушиться до того, как произведут какое-либо полезное действие. По этой причине лекарства, обычно применяемые для лечения заболеваний, связанных с бактериальной инфекцией, таких, например, как язва желудка, следует назначать вместе с ингибиторами протонной помпы, которые подавляют производство кислоты желудочного сока. Продолжительное применение ингибиторов протонной помпы может привести к нежелательным побочным эффектам — головной боли, диарее и даже депрессии. А потому замена обычных лекарств, дополняемых ингибиторами протонной помпы, микророботическими средствами доставки могла бы стать серьезным шагом вперед, отмечает New Scientist.

По наблюдениям ученых, спустя 24 часа кислотность желудочного сока мышей возвращалась к нормальному уровню, и, поскольку микромоторы в основном сделаны из биодеградирующих веществ, они растворяются в желудке, причем без вредных остатков. Впереди испытание заглатываемых микророботов с антибиотиками на более крупных животных.

Исследование Вэнга и его коллег опубликовано в журнале Nature Communications.

Изображение с сайта http://blogs.discovermagazine.com