Мечта — высота. КГТУ-КАИ ставит перед собой все более амбициозные задачи.

Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева — один из активных участников проводящихся в последнее время федеральных конкурсов. Выступает в них КГТУ-КАИ  весьма успешно — его заявки высоко оцениваются экспертами и получают финансовую поддержку. Как университет распоряжается победами, что они дают вузу и отрасли, для которой он готовит кадры, рассказывает ректор КГТУ-КАИ Юрий ГОРТЫШОВ.
— Прежде чем обратиться к нынешним дням университета, мне хотелось бы вкратце напомнить о его прошлом, ведь сегодняшние достижения были бы невозможны без огромной работы наших предшественников, — говорит Ю.Гортышов (на верхнем снимке в центре). — Начинается история вуза в 1932 году, когда было подписано совместное постановление Глававиапрома и секретариата Татарского обкома ВКП(б) о создании Казанского авиационного института. Организованный как отраслевой вуз, КАИ развивался вместе с аэрокосмическим комплексом СССР и к концу 1980-х годов превратился в крупный научно-учебный центр, где обучалось более восьми тысяч студентов по 22 специальностям.
Социально-экономические трансформации 1990-х годов, как известно, негативно отразились на инженерном образовании. Упал конкурс на технические специальности, резко снизились объемы финансирования, практически исчезла поддержка промышленности. В этих условиях была принята новая стратегия вуза, направленная на его политехнизацию. В 1992 году институту был присвоен статус технического университета и он получил свое нынешнее наименование.
Новый статус дал возможность наряду с авиационными и ракетно-космическими открыть новые специальности и направления подготовки студентов. Так, на факультете летательных аппаратов начали готовить специалистов по автомобилям и автомобильному хозяйству, конструированию и производству изделий из композиционных материалов. Факультет технической кибернетики и информатики — по программно-техническому обеспечению переработки и защиты информации, радиотехнический — по специальностям в области современных средств связи. В течение 18 лет было открыто более 40 новых инженерных и социально-экономических специальностей.
Следующей вехой модернизации вуза стала победа университета в 2007 году в конкурсе инновационных образовательных программ в рамках нацпроекта “Образование”. Тогда КГТУ-КАИ получил возможность реализовать программу подготовки специалистов мирового уровня в области создания и использования инфокоммуникационных технологий. На ее финансирование было выделено 490 млн рублей —
390 млн рублей из федерального бюджета и 100 млн рублей из бюджета Республики Татарстан. Для выполнения программы использовались модернизированная инфотелекоммуникационная среда, новые информационные технологии обучения, был обеспечен полноценный доступ к мировым научно-образовательным ресурсам. Все это помогло решить поставленную задачу — повысить качество подготовки специалистов соответствующего профиля.
Наработанный в этой программе опыт стал фундаментом победы в 2009 году в конкурсе на получение статуса “национальный исследовательский университет”. Наш вуз представил программу, ориентированную на развитие наукоемкого машиностроения, охватывающего авиационную и автомобильную отрасли.
Сегодня в инженерном образовании нужно создать такую систему обучения, “продуктом” которой будет выпускник, способный проводить модернизацию предприятий машиностроения, используя при этом новейшие конкурентоспособные технологии. Для этого мы намерены внедрить собственные стандарты образовательных программ в области техники и технологий, в которых требования федеральных государственных образовательных стандартов будут дополнены международными требованиями, в частности Болонского процесса, к техническому образованию и инженерной профессии. Вместе с МАИ мы планируем создать такие стандарты по авиационным двигателям, вертолетостроению и композиционным материалам.  Нам предстоит разработать не только образовательные технологии, в которых сделан акцент на компетентностную модель обучения, но и оценочные средства, позволяющие проводить объективный комплексный анализ сформированных компетенций.
Рынок диктует свои требования к специалисту. В новых учебных планах находят отражение такие направления, как компьютерная графика, инженерно-техническое обеспечение дизайна, системы твердотельного и гибридного моделирования,  эргономика, психология рекламы. Поддержание жизненного цикла изделий требует широких знаний по условиям проектирования, производства и эксплуатации техники.
Следующее, что предстоит сделать, — стимулировать интерес молодежи к научной работе. За 10 лет в четыре раза должно возрасти число магистров и аспирантов, многократно увеличиться объем научных исследований. Серьезные научные разработки должны стать реальной частью работы всех преподавателей.
Задача состоит в том, чтобы развивать научные исследования, теснее интегрировать образование с наукой и бизнесом, создавать сети инновационных предприятий, которые будут не только производить высокотехнологичную продукцию, но и давать практику молодежи, обеспечивать трансфер знаний. Но эффективное функционирование малых инновационных предприятий при вузах невозможно без законодательной проработки ряда норм, в частности вопросов упрощенного налогообложения, льготной аренды площадей, аренды вузовского оборудования. Такое мнение в университетской среде высказывалось не раз, но я считаю важным об этом еще раз напомнить.
Как и другие победители последних конкурсов мы активно развиваем в университете исследовательскую инфраструктуру. В частности, создали Научно-исследовательский институт нанотехнологий и наноматериалов, который включен в Национальную нанотехнологическую сеть. Институт уже участвует в Федеральной целевой программе “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ в 2008-2011 годы”, в рамках которой для проведения научных исследований ему выделено
110 млн рублей.
Совместные научно-исследова-тельские работы по применению нанокомпозитных материалов мы ведем с такими предприятиями, как ОАО “Казанское производственное объединение им. С.П.Горбунова”, ОАО “Казанский вертолетный завод”, ОКБ “Сокол”, КБ “Туполев”, ОАО “Казаньоргсинтез”, ОАО “КамАЗ”. В этих работах используется уникальное оборудование, имеющееся в распоряжении университета, позволяющее проводить исследования новых материалов для промышленности на наноуровне. В будущем это даст возможность постепенно отказаться от традиционных материалов в пользу превосходящих их по прочности композитных деталей и узлов.
Подготовить молодежь к работе в высокотехнологичных отраслях промышленности невозможно без активного участия в этом процессе работодателей. “География” подобных контактов нашего вуза охватывает крупные предприятия не только Татарстана, но и Москвы, Подмосковья, Новосибирска, Красноярска и Красноярского края, Нижегородской области, Ижевска, Башкортостана, Комсомольска-на-Амуре, Воронежа и других регионов страны. Развивается сотрудничество и с зарубежными партнерами. Свежий пример — по результатам конкурса грантов, согласно постановлению Правительства РФ №220, руководить научными исследованиями по механике в вузе будет один из ведущих ученых Великобритании — Георгиос Н.Баракос.
КГТУ-КАИ ценят в мире. В 2008 году наш вуз избран членом Европейской ассоциации университетов (EUR), в 2009-м прошел процедуру официального принятия в члены Европейской ассоциации аэрокосмических университетов Pegasus. Мы активно участвуем в европроекте Темпус.  
Формируя образовательные и научные планы, мы учитываем характер нашего взаимодействия с профильными предприятиями, и прежде всего с ОАО “Объединенная авиастроительная корпорация” и ОАО “КамАЗ”. Это касается организации целевой подготовки специалистов, ориентированных на работу с технологиями завтрашнего дня. Сейчас в корпорациях разработаны новые профессиональные стандарты, которые в сочетании с образовательными  стандартами III поколения служат основой для разработки учебных планов, позволяющих максимально учитывать потребности предприятия.
Содержание образовательных программ адаптируется под задачи, поставленные конкретным заказчиком, а формы сотрудничества включают активное привлечение работодателя к самому учебному процессу. В первую очередь сюда относятся развитие сети базовых кафедр и исследовательских лабораторий, организация всех видов практик и стажировок студентов на реальных производственных площадках. Это позволяет привлечь лучших специалистов предприятий к обучению студентов, а также приблизить к реальным задачам отрасли темы курсовых и дипломных проектов. Причем нередко защита дипломных проектов осуществляется непосредственно на производстве.
Важнейшим этапом в развитии взаимодействия с предприятиями стало получение ОАО “КамАЗ” и ОАО “Казанский вертолетный завод” субсидий Министерства образования и науки РФ для развития вместе с КГТУ наукоемкого производства и стимулирования инновационной деятельности. Проекты будут реализовываться на протяжении трех лет. В работе над ними примут участие ведущие ученые университета: конструкторы, технологи, прочнисты, аэродинамики.
Вместе с ОАО “КамАЗ” нашему вузу предстоит разрабатывать экологичные колесные транспортные средства с высокими потребительскими свойствами и низким уровнем эксплуатационных затрат. Объем финансирования из федерального бюджета составит 300 млн рублей.
Результатами сотрудничества КВЗ и КГТУ будут разработка обновленного вертолета АНСАТ с гидромеханической системой управления и модернизация производства завода для выпуска этого вертолета. Объем финансирования из федерального бюджета — 162 млн рублей.
Еще одно перспективное направление сотрудничества — с автоконцерном “ФИАТ” и его партнером — российской автомобилестроительной компанией “Соллерс”. Мы будем вместе готовить кадры для производства автомобилей марки “ФИАТ” на транспортной платформе фирмы “Крайслер”. КГТУ должен стать инкубатором для специалистов совместного предприятия “ФИАТ-Соллерс”. Для этого в вузе по соответствующим специальностям будут внедрены программы обучения, состоящие из двух блоков. Первый из них — общеобразовательный, который будет полностью соотноситься с программой Туринского политехнического университета. Второй — это “фирменное” обучение, которое будет проводиться в учебных центрах компании “ФИАТ”.
Меры, которые мы предпринимаем, дают результат — увеличивается доля выпускников, идущих на работу по полученной специальности (на сегодняшний день этот показатель превышает 60%).
Главный ориентир для КГТУ им. А.Н.Туполева — реальная интеграция образования, исследований, инновационной работы. Мы ставим амбициозную задачу — в ближайшие 10 лет сделать наш университет центром мирового уровня в подготовке кадров и повышении квалификации специалистов, центром генерации знаний и проектов, обеспечивающих инновационное развитие и конкурентоспособность авиации и машиностроения.

Подготовила Татьяна Токарева

Нет комментариев