Всё у них получится! В Сочи подводят итоги Всероссийского конкурса исследовательских работ школьников.

Собственноручно собрать уникальный летательный аппарат, создать интерактивную систему управления домом или разработать механизм автономного транспортного модуля для диагностики газовых трубопроводов вполне может школьник. Четыреста юных изобретателей из разных уголков страны с 1 по 15 июля принимают участие в проектно-технологической образовательной программе Образовательного центра “Сириус”.

Пробуй — получится!
Необычность этого конкурса в том, что он помог в разных регионах страны найти подростков, которые уже в школьном возрасте проявляют себя лидерами командной работы, способными находить нестандартные решения. Скажем, если в 14 лет человек знает, как оптимизировать расчет индукционного отопления, то инновационные технологии будущего для него переходят из области фантастики в реальность. 
Влад Белкин и Николай Свиридов учатся в школе села Жилино Орловской области, на конкурс они предложили инженерное решение для теплицы с крышей, открывающейся в зависимости от изменения атмосферного давления и температуры окружающего воздуха. Жюри признало разработку ноу-хау и рекомендовало ее в финал всероссийского конкурса по направлению “Агропромышленные и биотехнологии”.
Автором совсем иного предложения стал Антон Кадыров, придумавший прибор нового поколения — наручные часы, способные, кроме течения времени, отслеживать изменения пульса, артериального давления, уровня сахара в крови. Антон подавал заявку на направление “Персонализированная медицина” и был отобран для участия в июльской образовательной программе “Сириуса”.
Саму эту программу по просьбе “Сириуса” готовили более 50 ведущих российских корпораций и научных коллективов. В их числе — РОСНАНО, “Рос-атом”, “Россети”, “Северсталь”, “Лукойл”, “Роскосмос”, РКК “Энергия”, БИОКАД, “Сколково”, НИИ “Курчатовский институт”, ведущие вузы страны — МГУ им. М.В.Ломоносова, МФТИ, Московский политехнический университет, СПбПУ Петра Великого, СПбГУ, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова и многие другие. Именно их профессура предложила темы проектных работ, опираясь на Стратегию научно-технологического развития РФ и свое видение “больших вызовов”, которые возникли перед современной цивилизацией. 
Особенностью июльской образовательной программы в “Сириусе” станут создание компактных проектных команд и их работа над практическими задачами (исследовательскими, технологическими, инженерными). Команды соберут из ранее незнакомых друг с другом ребят, приехавших из разных городов и сел страны. По окончании образовательной программы они смогут продолжить развивать свой проект, если потребуется, получить профессиональную экспертизу и найти для его реализации организационную и финансовую поддержку.
— Идея научно-технологической образовательной программы — дать школьникам шанс применить на практике знания, полученные в рамках изучения разных предметов, для решения конкретной проектной задачи, будь то научное исследование или создание нового устройства. Работают школьники командами, плюс “Сириус” дает им возможность общения с яркими представителями университетских, научно-исследовательских и технологических компаний, — рассказывает руководитель Фонда “Талант и успех” Елена Шмелева. 
Работа над проектами происходит в Парке науки и искусства “Сириус”, организованном в здании бывшего Главного медиацентра Олимпиады. Здесь на площади более 20 000 кв. м оборудованы современные лаборатории для научно-исследовательского и проектного творчества, мастерские, учебные аудитории, совсем непохожие на стандартные школьные кабинеты. Например, специально к началу июльской образовательной программы в сотрудничестве с компанией “Россети” “Сириус” откроет новую лабораторию “Современная энергетика”, где будут заниматься проектные группы одноименного направления. 
В распоряжении команд есть 24 дня и все условия для того, чтобы, реализуя проект, найти практическое инновационное решение в рамках одного из направлений конкурса. В финале участников ждет яркий фестиваль, на котором они, представив свои работы на экспертизу, получат обратную связь — оценку настоящими учеными и отраслевыми экспертами сделанного.
В масштабах страны 
Всего на конкурсе было представлено 13 направлений проектной деятельности: все они связаны с поиском ответов на “большие вызовы”. В числе заявленных — персонализированная медицина, микромир и спектроскопия, новые материалы, большие данные, спутники и пилотируемая космонавтика, агропромышленные и биотехнологии, современная энергетика, освоение Мирового океана, беспилотный транспорт и логистические системы, когнитивные исследования.
Регионы, чьи школьники принимали участие в конкурсе, выбирали пять-шесть приоритетных направлений с учетом специфики своей промышленности, а темы проектных кейсов предлагали представители региональных технологических структур и научных институтов. В каждом крае или области в три этапа прошли конкурсы: стартовый, муниципальный и региональный. На первых двух участники решали проектные задачи и писали эссе, а на региональном защищали уже полноценные научно-технические проекты.
— Главное, чтобы эти работы не были оторваны от реальности. Для этого наши партнеры тщательно прорабатывали кейсы заданий и постарались, чтобы их ставили школьникам первые лица компаний, институтов, фирм — люди харизматичные и успешные. Это помогает подросткам найти свое место в будущем, определиться с тематикой и направлением дальнейшего развития, — поясняет руководитель фонда Елена Шмелева. 
“Сириус” считает, что главная цель конкурса — создать широкую региональную сеть мероприятий, популяризующих научно-исследовательскую и проектную деятельность среди старшеклассников. Всероссийский конкурс проектных работ уже выполнил много важных структурных задач. Одна из них — предоставить ребятам из регионов шанс включиться в новом качестве в совместную проектную деятельность под руководством наставников и тьюторов из региональных вузов и отраслевых компаний, получить доступ к банку конкретных задач, в конце концов, помочь в сознательном выборе дальнейшей траектории профессионального развития.
Именно так получилось у 16-летней Марины Медковой из деревни Большое Нагаткино Ульяновской области. Одиннадцатиклассница не вышла в финал конкурса, но тема проектной работы по медицинским исследованиям познакомила ее с наставником — Дилярой Ксейко, кандидатом медицинских наук, доцентом кафедры физиологии и патофизиологии Института медицины, экологии и физической культуры Ульяновского государственного университета. На региональном этапе конкурса за разработку темы “Применение методики направленного транспорта лекарственных препаратов. Эритроцитарные контейнеры” Марина получила плюс 5 баллов к ЕГЭ и приглашение поступать на престижный медицинский факультет УлГУ, что само по себе считает победой.
Эссе о проблемах и неделя кейсов 
Всероссийский конкурс проектов проводился одновременно в 13 пилотных регионах для школьников 8-10 классов, имеющих достижения в естественнонаучных областях и опыт самостоятельной проектной деятельности. 
Ульяновская область стала одной из этих 13 площадок. По словам помощника губернатора Галины Пазековой, координатора и организатора муниципального и регионального этапов конкурса, в области до этого не практиковался комплексный подход к проектной и научно-исследовательской работе школьников. “Нашей задачей было найти в регионе талантливых и мотивированных детей, которые питают интерес к науке и техническому творчеству, — заметила она. — Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно рассмотреть задачу, предложить и обосновать ее решение. А достигнув успеха, увидеть траекторию личного развития, понять, что может в конкретных условиях сделать в своей стране, в родном регионе”. 
Для этих целей на первом, самом массовом этапе конкурса участникам предложили написать мотивационное эссе на тему экологии, экономики, социальной политики региона. Подростки отвечали на вопросы: “А что я, юный житель Ульяновской области, думаю об этой проблеме? Какие проектные решения могу предложить?”. 
Так, из эссе 16-летней Любови Лазаревой родился проект внедрения микротурбинных установок в котельных города Ульяновска для создания новой модели генерации энергии. 
Второй тур прошел в формате недели решения задач кейсов. Организаторы обеспечивали школьникам доступ в научно-изобретательские центры, на передовые предприятия региона. Юных изобретателей приглашали на площадки Регионального центра трансфера технологий (известного как Наноцентр), лаборатории “Мицубиси Электрик Рус”, Научно-исследовательского технологического института им. С.П.Капицы Ульяновского госуниверситета, электрофизиологической лаборатории Института медицины, экологии и физической культуры этого же вуза, лаборатории микробиологии Ульяновского государственного аграрного университета.
Откуда какие лидеры
Образовательный центр “Сириус”, курируя региональные конкурсы, выступил организатором дополнительного межрегионального отбора работ школьников из всех регионов Российской Федерации. Тут участники направляли заявки на сайт Образовательного центра по тем же 12 проектным направлениям. Примечательно, что по количеству заявок долгое время лидировал Санкт-Петербург. За Северной столицей следовали Москва и Казань, затем Свердловская и Московская области. То есть в лидерах оказались высокотехнологичные регионы с четкими ориентирами развития.
Эволюция конкурса предполагает включение новых регионов в число организаторов, для чего “Сириус” проводит семинары, направленные на повышение квалификации и способствующие передаче опыта успешных регионов тем субъектам Федерации, которые только начинают организовывать проектно-технологическое движение.
В Екатеринбурге один из этапов Всероссийского конкурса научно-исследовательских проектных работ прошел совместно с областным Фестивалем изобретений, робототехники и инженерных технологий “ТехноРегион”, который проводился на Урале в декабре 2016 года для 1500 школьников, увлеченных техническим творчеством. 
— На региональном этапе школьники получали практико-ориентированные кейсы-задания, которые для них разработали партнеры — производственные предприятия региона, — рассказывает о порядке проведения Конкурса на территории Свердловской области заместитель директора по организации образовательного процесса областного Дворца молодежи Юлия Маевская. — Разбором кейсов по предложенным темам ребята занимались в рамках специальной образовательной сессии, которую мы провели в период зимних каникул 2017 года.
На Урале в числе приоритетных направлений оказались космические технологии, беспилотные летательные аппараты, современные технологии в АПК, персонализированная медицина, информационные технологии и автономный транспорт. 
Уральские школьники чаще обычного предлагали вниманию жюри модели всевозможных инженерных устройств — дирижабля для перевозки пресной воды, самолета-разведчика (который можно использовать для обнаружения очагов пожара), космического корабля “Луноход-НТ”, оптического спектрографа и магнитохода на дистанционном управлении. 
Победителем, набравшим наибольшее количество баллов на региональном этапе конкурса, стал проект микрофермы Романа Дудорова и Даниила Новика из Екатеринбурга. Около трети всех конкурсных заявок пришлось на “Современные технологии АПК”.
Самые популярные темы в большинстве регионов — это агропромышленные технологии, беспилотный транспорт и персонализированная медицина. Однако были и исключения. Так, в Орловской области с первого дня конкурса лидировали космос и нанотехнологии. По словам Юрия Хрипунова, менеджера проектного офиса по созданию Регионального модельного центра дополнительного образования при Орловском государственном университете, это объясняется тем, что два года подряд ОГУ, располагающий собственной научной обсерваторией, становился площадкой для проведения финала Всероссийской олимпиады школьников по астрономии. Соответственно, в регионе сформировались исследовательская база, научный запрос и, что самое важное, интерес школьников к перспективной отрасли исследований. Нанотехнологии, в свою очередь, набрали рейтинг благодаря успешно работающей при университете Школе нанотехнологий и нанохимии. Начало этой инновационной деятельности положил класс зондовой микроскопии, несколько лет назад открытый на средства гранта Министерства образования и науки РФ. Каждый год специализированная площадка привлекает десятки школьников к исследованию прочности нанопроволок и нанотрубок, температуры плавления металлических нанообъектов и квантовых явлений в наномире.
Приглашаем проявить талант!
В регионах отмечают, что, несмотря на пока еще очень примерное понимание основ научно-технологической деятельности, инновационных проектов школьников становится больше, постепенно повышается уровень их сложности и научной зрелости. Эксперты выделяют одну из важных черт этого процесса — появление в проектах подростков так называемого духа технического предпринимательства. Практика проведения проектно-технологических конкурсов доказывает, что школьники особенно восприимчивы ко всему новому. 
— Поэтому так важно уже сейчас включать современное поколение старшеклассников в российский рынок высоких технологий, — считает заместитель руководителя научно-методического Центра Фонда “Талант и успех” Юрий Молодых. — Наш конкурс выполняет одновременно две задачи: включение максимального количества молодых людей (даже не имеющих предыдущего опыта проектной работы) в научно-техническое проектирование и предоставление возможностей погружения в актуальные для региона научно-технические задачи, что особенно важно для мотивированных школьников с высоким уровнем академических способностей, но не имеющих четкого понимания дальнейшей профессиональной траектории.
Всероссийский конкурс научно-исследовательских и проектных работ, объединивший 23 тысячи российских школьников, еще раз подтвердил, что подрастающее поколение вполне готово к решению актуальных технологических задач и к тому, чтобы созданные ими проекты вырастали в серьезные изобретения. 
Конкурс будет проводиться и в 2017/2018 учебном году. Уже сейчас письма-приглашения направлены в 30 регионов. В перспективе в нем сможет участвовать любой регион, который готов обеспечить должный уровень организации и сопровождения проектных разработок, пригласить партнеров из числа технологических компаний и научных институтов, привлечь к участию школьников 8-10 классов. Важно еще вести совместно с “Сириусом”, который обеспечивает полную методическую и экспертную поддержку на каждом этапе подготовки и проведения конкурса, популяризацию проектной деятельности среди школьников. 
Денис Рычка
Фотоснимки предоставлены образовательным центром “Сириус”

 

Нет комментариев