Вирус помолодел

Натуральная оспа, возможно, заболевание не столь древнее, как предполагалось, — на это указывают результаты исследования детской мумии XVII века. С подробностями — Sciencemag.org.
Шрамы на лицах некоторых египетских мумий всегда считались свидетельством эпидемий оспы, бушевавших в этом регионе более 3000 лет назад. Однако проведенный недавно анализ вирусной ДНК из мумии ребенка XVII века показал, что смертельная форма натуральной оспы возникла у людей совсем недавно, причем в то самое время, когда она, перекочевав с первооткрывателями Нового Света, начала истребление каждого десятого из населения мира. “Если это так, то меняются все нынешние представления об одном из самых злостных патогенов в человеческой истории”, — цитирует историка Кайла Харпера (Kyle Harper) из Университета Оклахомы (University of Oklahoma) портал Sciencemag. Трехсотлетний вирус оспы был обнаружен случайно. Исследователи из Литвы и Финляндии в надежде собрать генетический материал неизвестных вирусов взяли образец ткани мумифицированных останков ребенка, найденных в крипте XVII века в Доминиканском костеле Святого Духа в Вильнюсе. Видимых признаков оспы на этом теле не было, но, когда образец нуклеиновой кислоты, сохранившийся в мумии, отправили в канадский Университет Макмастера (McMaster University) в лабораторию Хендрика Пойнара (Hendrik Poinar), эволюционного биолога, специализирующегося на древней ДНК, его сотрудница Ана Даггэн (Ana Duggan) столкнулась с большой неожиданностью. В образце ДНК превалировал генетический материал вариолы — вируса, вызывающего натуральную оспу, о чем исследователи сообщают в декабрьском номере журнала Current Biology.
Большое количество вирусного материала позволило ученым реконструировать его геномную последовательность, и это было сделано впервые для столь древнего вируса. К своему удивлению, авторы обнаружили, что вирусная ДНК из мумии ребенка имеет много общих характерных особенностей с современными штаммами вариолы, включая несколько мутаций, указывающих на их близкое родство. Построив семейное дерево 49 современных штаммов и одного древнего из вильнюсской мумии и отследив их эволюционную историю, авторы установили, что общий предок всех вариантов вируса оспы возник между 1530 и 1654 годами нашей эры. Этот временной отрезок по сравнению со временем правления египетских фараонов достаточно близок к нам, и это гораздо позже, чем эпидемия “Антониевой чумы” в Риме в 165 году, которую историки считают оспой. Авторы предполагают, что источником смертельного штамма XVI-XVII веков мог быть домашний скот. Альтернативная версия рассматривает возможность возникновения в существующем человеческом штамме вируса мутации, сделавшей его смертельным.

Фото с сайта www.sciencemag.org