Прислушались к аборигенам

Место строительства Тридцатиметрового телескопа может быть перенесено с Гавайев на Канары из уважения к религиозным чувствам гавайцев. Об этом сообщает Science Worlds Report.
Коренное население Гавайев против строительства астрономической обсерватории с крупнейшим в мире телескопом, потому что отведенное под нее место — вершина горы Мауна-Кеа — священно, хотя с 70-х годов прошлого века здесь построено уже 13 обсерваторий. Сейчас ученые вынуждены принимать решение о новой локализации уникального научного инструмента, телескопа с 30-метровым сегментным зеркалом. Тридцатиметровый телескоп — проект стоимостью в полтора миллиарда долларов и большая надежда исследователей на познание тайн ранней Вселенной и изучение атмосферы экзопланет. Он будет работать в оптическом и инфракрасном диапазонах, а располагаясь на большой высоте, сможет получать высококачественные снимки отдельных сегментов небосвода в ультравысоком разрешении. Однако из-за протеста аборигенного населения сейчас рассматривается альтернативный вариант местонахождения этого телескопа — Канарские острова в Испании. Вместе с двумя другими проектами — Европейским чрезвычайно большим телескопом (European Extremely Large Telescope) и космическим телескопом Джеймса Уэбба (James Webb telescope) — Тридцатиметровый телескоп должен начать астрономические наблюдения в 2020-х, срок его службы рассчитан на полвека. Проекту строительства новой обсерватории на Мауна-Кеа, самой священной из всех гавайских гор, с которой связано несколько местных божеств, противостоят не только верующие, но и активисты природоохранных движений.
В декабре 2015 года Высший суд Гавайских островов, сдавшись под напором требований местного населения, аннулировал прежнее официальное разрешение на строительство Тридцатиметрового телескопа. После этого, осознав, что аборигены никогда не смирятся со строительством нового телескопа на их священной земле, совет управляющих астрономического проекта рассмотрел все возможности перенесения строительства. По словам главы совета Генри Янга (Henry Yang), каждое из альтернативных мест пригодно для реализации основных задач Тридцатиметрового телескопа, но, тщательно все взвесив, совет управляющих выделил обсерваторию Роке-де-лос-Мучачос (Observatorio del Roque de Los Muchachos) на канарском острове Ла-Пальма в качестве предпочтительной альтернативы Гавайям, хотя здесь телескоп будет находиться на 2000 метров ближе к уровню моря. 4000-метровая Мауна-Кеа не только выше, но и дальше от больших городов, что обеспечивает почти полное отсутствие светового загрязнения и атмосферной турбулентности, которые препятствуют астрономическим наблюдениям.

Изображение с сайта http://www.theatlantic.com