Меж трех солнц

Планета, обращающаяся вокруг трех солнц, обнаружена в созвездии Центавра — она больше Юпитера. С подробностями — Nature News; ScienceNOW.
Орбита планеты под номером HD 131399Ab, пролегающая в трехзвездной системе, находится от светил на дистанции, вдвое превышающей расстояние от Плутона до нашего Солнца. Новоявленный “Татуин” (так называлась планета у двух солнц, рожденная фантазией Джорджа Лукаса для “Звездных войн”) — самая дальняя экзопланета из вращающихся в мультизвездной системе. Детали открытия опубликованы группой авторов под руководством Кевина Вагнера (Kevin Wagner) из Аризонского университета (University of Arizona) в Тусоне (University of Arizona) в онлайн-версии Science на прошлой неделе. По предварительным подсчетам, газовый гигант, превышающий по массе Юпитер в четыре раза, оборачивается вокруг самой большой и самой яркой из трех звезд, которая тяжелее Солнца в 1,8 раза, приблизительно каждые 550 лет. Остальные два светила системы — меньшие звезды, довольно быстро и на близком расстоянии вращаются не только вокруг друг друга, но и вокруг большой звезды, от которой их орбита удалена на расстояние от 45 до 60 миллиардов километров. Вся система находится в 320 световых годах от нас. Результаты измерений в ближнем инфракрасном диапазоне предполагают, что атмосфера планеты HD 131399Ab содержит водяные пары и метан, а температура в ее верхних слоях около 850 К, то есть 577 градусов по Цельсию, отмечает портал ScienceNOW. Не вполне понятно, где могла сформироваться такая планета. Астрономы допускают, что она могла коалесцировать, то есть срастись из частиц вблизи основной звезды системы, а затем мигрировать на окраину до нынешнего местоположения. Другой вариант — формирование на орбите у пары меньших звезд, а затем выталкивание оттуда и захват более крупной звездой на свою орбиту. Планета молода и еще может покинуть систему, считают авторы.
Описываемая планета — не первая из обнаруженных у трех солнц, но у нее необычайно — как ни у какой другой — пространная орбита. “Компьютерное моделирование предсказывает, что планеты при такой необычной звездной конфигурации могут отличаться экзотическим поведением”, — приводит слова Вагнера Nature News. Это подразумевает нерегулярную или быстро эволюционирующую орбиту вплоть до полного выбрасывания планеты из системы. Необычный, ранее считавшийся невозможным “Татуин” у трех звезд был открыт при наблюдении за популяцией молодых звезд c помощью “Очень большого телескопа” (Very Large Telescope) Европейской южной обсерватории в Чили и установленного на этом телескопе прибора под названием SPHERE, который исследует сегменты неба в инфракрасном свете, что позволяет улавливать “тепловые” тени планет и отличать их от тепловых характеристик звезд.