Жизнь продолжается?

У мышей и аквариумной рыбки обнаружена посмертная активация сотен генов. Об этом сообщает New Scientist.
Открытие работающих генов спустя 48 часов после смерти значимо для трансплантологии, криминалистики и определения самого понятия смерти, отмечает New Scientist. Результаты исследования, которое провели на мышах и рыбках данио Питер Нобл (Peter Noble) и Алекс Пожитков (Alex Pozhitkov) из Вашингтонского университета (University of Washington) в Сиэтле, размещены на сервере препринтов по биологии bioRxiv.org. Нобл и Пожитков с коллегами изучали активность генов в органах животных сразу после их смерти, измеряя количество матричной, или информационной, мРНК, которая является мерилом генной экспрессии, поскольку синтезируется на основе ДНК в ходе транскрипции, после чего, в свою очередь, используется как матрица для синтеза белков — продуктов генов. Пробы для измерения мРНК брались с регулярными интервалами в течение четырех дней после смерти, уровень нуклеиновой кислоты сравнивали с таковым на момент смерти. Как и предполагалось, общий уровень мРНК в организме со временем падал. Однако для мРНК от 549 генов данио и 515 мышиных генов были отмечены посмертные пики активности. Это означает включение и поддержание спустя немалое время после смерти важных для некоторых генов энергетических и клеточных функций.
Среди генов, проходивших посмертные циклы не-хаотичного повышения и снижения активности, были гены эмбрионального развития, которые обычно отключаются после рождения, а также гены, имеющие отношение к раковым заболеваниям. Последние активировались спустя сутки после смерти.
Как пишет New Scientist, нечто подобное может иметь место и у человека. В прежних исследованиях было показано, что различные гены, в том числе связанные с сокращением сердечной мышцы и процессом заживления ран, у людей, погибших от множественных травм, сердечного приступа или удушения, активны спустя 12 с лишним часов после смерти. Тот факт, что некоторые “раковые” гены у животных активируются после смерти, следует принимать во внимание для возможного снижения риска развития онкологического заболевания у человека, которому трансплантируют орган от умершего. Так, отмечена повышенная заболеваемость раком у людей с пересаженной печенью по сравнению с теми, кто не проходил трансплантации, и Нобл не исключает здесь роли активированных раковых генов донорской печени.
Посмертное измерение уровня мРНК некоторых генов может быть использовано в криминалистике для определения точного времени смерти. Еще один аспект, затрагиваемый исследованием, скорее философский: с какого момента можно считать организм умершим — со смерти мозга или с окончательного падения уровня мРНК после прохождения посмертных пиков?

Нет комментариев