Гриб — вне подозрений

Шампиньоны с отредактированным геномом избежали обычного для генетически модифицированных продуктов питания процесса регуляции. С подробностями — Tech Times; New Hampshire Voice.

Сорт шампиньона двуспорового, созданный с применением метода редактирования генов CRISPR-cas9, открывает новую эру в регуляции и маркировке выводимых на рынок новых съедобных продуктов генной инженерии, считают эксперты. Как отмечает, сообщая о новом достижении биотехнологов издание Tech Times, “эти шампиньоны поставили регулирующие органы в безвыходное положение”. Создатели генетически модифицированных шампиньонов — Инун Ян (Yinong Yang) с коллегами по Университету штата Пенсильвания (Pennsylvania State University) — вырезали небольшой фрагмент ДНК из одного специфического шампиньонного гена, что привело к отключению последнего и прекращению синтеза фермента полифенолоксидазы. В результате такого генного редактирования белые шляпки гриба не темнеют, как это происходит со шляпками употребляемых в пищу обычных шампиньонов двуспоровых. Нечто подобное ранее ученые проделали с яблоками и картофелем, получив их не коричневеющие на воздухе разновидности. Однако те культуры считались генетически модифицированными организмами, поскольку для инактивации природного гена, обусловливающего потемнение, в геном растений были вставлены новые, несколько измененные гены. В октябре минувшего года Ян направил в Министерство сельского хозяйства США (US Department of Agriculture) письмо, в котором спрашивал, должен ли гриб с отредактированным геномом быть объектом регуляции со стороны этого ведомства. На прошлой неделе ученый получил ответ, в котором сказано, что шампиньон, измененный методом CRISPR-cas9, регуляции не подлежит. С запросом на рассмотрение культуры, модифицированной таким образом, министерство столкнулось впервые, но отнеслось со всем вниманием — гриб с отредактированным геном с большой вероятностью создал прецедент.
Отрицательный ответ ведомства не означает, что грибы или иные культуры в принципе окажутся вне поля зрения контролирующих органов. Стремясь вывести на рынок генетически модифицированные продукты, компании-производители до сих пор представляли их на рассмотрение Управлению по контролю качества пищевых продуктов и лекарств (FDA), но процесс этот, как отмечает в комментарии интернет-изданию New Hampshire Voice Ян, добровольный, не обязательный. Отсутствие необходимости в регуляции выпуска грибов с вырезанным методом CRISPR-cas9 кусочком гена Министерство сельского хозяйства объясняет тем, что такой организм угрозы не представляет, в частности, он не может стать сорняком, передать новые гены природным видам и вытеснить их, чего обычно опасаются регуляторы в случаях с ГМО.
Фото с сайта http://www.nature.com