Поедем в Царское Село! Пушкинский Дом приглашает в поэзию.

Вышедшая в свет в издательстве Пушкинского Дома (Институт русской литературы РАН) очередная книга легендарной серии “Библиотека поэта”, посвященная Царскому Селу, вызвала смешанные чувства гордости и грусти.
Гордости — потому, что, как было сказано на презентации новинки в Пушкинском Доме, “так издавать поэзию могут только в России!”. Нарядный, в темно-зеленом переплете с золотым тиснением, почти 800-страничный том “Царскосельской антологии” (составитель, автор вступительной статьи и примечаний — писатель, литературовед Андрей Арьев) — наиболее полное собрание рифмованных текстов, связанных с этим благословенным местом, зеркальное, как в Царскосельских прудах, отражение русской поэзии трех последних веков. Более 500 стихотворений 174 поэтов с комментариями и биографической справкой о каждом произведении и авторе!
Антология объединила классиков русской литературы и современных поэтов, что для этой серии исключение, а не правило. Ломоносов, Державин, Жуковский, Пушкин, Тютчев, Бунин, Гумилев, Цветаева, Вс. Рождественский, Кривулин соседствуют с ныне здравствующими Городницким, Кушнером, Ясновым… Участники презентации читали стихи из сборника — что характерно, не свои, а тех, в чьей поэзии Царское Село оставило особый след — Анненского, Ахматовой. И конечно, рефреном звучало пушкинское “Отечество нам Царское Село”.
А грусть навевает тираж великолепного издания — 700 экземпляров. Поневоле вспомнишь времена, когда книги “Библиотеки поэта” издавались массовыми тиражами и были нарасхват.
Серии в этом году исполняется 85 лет. Уникальное собрание русской поэзии насчитывает уже более 700 томов. У истоков серии стояли великие филологи Юрий Тынянов, Борис Эйхенбаум, немалый вклад в ее развитие внесли замечательные ученые следующих поколений Исаак Ямпольский, Лидия Гинзбург, Юрий Лотман… Академик РАН Михаил Гаспаров видел в ней “научно-массовое” издание, совмещающее задачи исследования и популяризации мира русской поэзии, сохранения его во всей полноте.
Еще несколько исторических “закладок” об участии сотрудников Пушкинского Дома в создании библиотеки. Первые два тома малой серии “Русский фольклор” вышли под редакцией Марка Азадовского, три довоенных выпуска, посвященные поэтам XVIII века, — под редакцией Григория Гуковского, в 1949 году увидело свет “Слово о полку Игореве” с предисловием и в переводе Дмитрия Лихачева, год спустя появились “Былины” под редакцией Варвары Адриановой-Перетц, избранные произведения Пушкина и Кюхельбекера готовил к печати Борис Мейлах…
В последние пять лет серия под слегка измененным названием “Новая библиотека поэта” логично стала частью издательской программы ИРЛИ РАН и радует читателя такими культурными событиями, как двухтомник стихотворений и поэм Иосифа Бродского, подготовленный Львом Лосевым, двухтомник Ивана Бунина — итог многолетней научной работы Татьяны Двинятиной, “Лирические циклы Пушкина”, нестандартно сформированные Сергеем Фомичевым. Большая часть книг выпущена в сотрудничестве с продвинутым петербургским издательством “Вита Нова”.
В их ряду и “Царскосельская антология”. Впечатляют и охват, и кропотливый отбор стихотворений (включая переводы из Вольтера и даже написанного по-французски лицейского стихотворения Пушкина!), и вступительная статья — эссе о значении Царского Села для русской поэтической традиции. По мнению Андрея Арьева, его притягательность — в отсутствии мучительного для мыслителей и художников противоречия между природой и культурой, напротив, в их гармоничном сочетании.
Любопытно, что единственный, кто не поддался очарованию (или наваждению?) Царского Села, прослужив в этом “приюте муз” в 1834-1837 годах и не написав о нем ни тогда, ни впоследствии ни строчки, был корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Лермонтов, но для этого, как замечает Арьев, тоже надо быть гением.
Кстати, трехтомник Лермонтова для “Библиотеки поэта” готовил в 1950 году Виктор Мануйлов, в годы Великой Отечественной — уполномоченный Президиума АН СССР по Институту русской литературы. Пережив блокаду в осажденном городе, он в декабре 1945 года защитил кандидатскую диссертацию о жизни и творчестве поэта…
Касательно маленького тиража “Царскосельской антологии”, будем надеяться, что ее ждет не одно переиздание. А сегодня те, кому повезло перелистать страницы сборника, наверняка откликнутся на нестареющее приглашение Осипа Мандельштама: “Поедем в Царское Село!”.

На фото: Прогулка Екатерины II в Екатерининском парке Царского села. Мишель-Франсуа Демам-Демартре, 1770-е годы.

Аркадий СОСНОВ
Иллюстрация предоставлена ГМЗ “Царское Село”

Нет комментариев