За ресурсами — на Марс. Частные компании начнут добычу полезных ископаемых в космосе

Акт о космической конкурентоспособности США (U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act) на днях подписан президентом Бараком Обамой. Согласно новому документу, который регулирует добычу полезных ископаемых на небесных телах, частные компании смогут оставлять себе все полезные ресурсы, добытые на Луне, Марсе, астероидах и прочих небесных телах, — государство не станет их изымать. Как поясняет издание Tech Times, добытчики смогут использовать и продавать для коммерческого использования и утилизации то, что будет получено ими в космосе. Кое-кто из экспертов считает, что этот акт знаменует начало новой космической эры, другим такой вывод представляется преждевременным. На сайте частной компании Planetary Resources со ссылкой на комментарии Конгресса уточняется, что новый закон не нарушает международных обязательств, взятых страной. В настоящий момент в сфере освоения космоса действуют два основных документа: Договор о космосе (Outer Space Treaty) 1967 года и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (The Moon Agreement), подписанное в 1979 году. Согласно этим документам, каждая страна имеет право на проведение исследований в космосе, при этом запрещается вмешиваться в естественные процессы на других планетах. Новый закон дает право каждому гражданину США добывать ресурсы на астероидах, поощряя таким образом частные исследования и освоение космоса. “Это крупнейшее в истории признание прав на собственность, акт устанавливает благоприятные условия и будет способствовать устойчивому развитию космической отрасли”, — считает Эрик Андерсон (Eric Anderson), соучредитель компании Planetary Resources.
Сейчас добывать ресурсы на астероидах намерены две коммерческие компании: Planetary Resources и Deep Space Industries, первая уже запустила несколько пробных аппаратов, отработавших часть технологий захвата астероидов в конце 2014 и в начале этого года. Как отметили конгрессмены во время обсуждения законопроекта, в последние годы число стартапов такого рода не росло по той причине, что подобные технологии нельзя было разрабатывать и использовать в космосе без разрешения НАСА и ряда других правительственных структур. Новый закон дает всем космическим стартапам, в том числе и известным SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic, право вести разработки и добывать полезные ископаемые на любых телах Солнечной системы. По текущим прогнозам Planetary Resources, добыча воды и прочих веществ с астероидов начнется в середине следующего десятилетия. Согласно акту, на достижение необходимых стандартов безопасности космическим агентствам и компаниям дано время до 2023 года.

Марина Астрова