О людях и народах. Гуманитарные науки очеловечиваются.

Екатеринбург впервые стал местом сбора Конгресса антропологов и этнологов России. Одиннадцатый по счету, проведенный в рамках Федеральной целевой программы “Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)”, нынешний форум под названием “Контакты и взаимодействие культур” получился очень представительным. Он собрал свыше тысячи участников из 30 стран мира. Предметом обсуждения стало прошлое, настоящее и будущее больших и малых народов земного шара, но в основном сообщения все же были посвящены территориям Урала, Поволжья, Сибири, российской Арктики. Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН, Институт истории и археологии УрО РАН и Уральский федеральный университет, предоставивший помещения для заседаний. Одновременно с конгрессом в Екатеринбурге проходил IX Российский фестиваль антропологических фильмов, традиционно вызывающий интерес прежде всего у молодой студенческой аудитории.
О внимании к событию говорит тот факт, что в адрес оргкомитета пришли приветствия сразу от двух высших руководителей страны — президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева. А губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, напомнивший на открытии, что на Среднем Урале проживают представители 160 национальностей, различных религиозных конфессий, особо отметил заслуги уроженца Среднего Урала, научного руководителя Института этнологии и антропологии РАН, академика Валерия Тишкова, в июне этого года удостоенного Государственной премии РФ за разработку метода этнологического мониторинга, предупреждения и разрешения этнополитических конфликтов.
Программа конгресса включала 44 секции и два круглых стола. Широкий спектр тем был структурирован по основным направлениям, и определяющим для всех было, пожалуй, ощущение “остроты момента” не только в государственном, но и в планетарном масштабе. Очевидное стремление человечества к глобализации, с одной стороны, и подъем национального самосознания, рост сепаратизма, религиозного фундаментализма — с другой — все это указывает на первостепенную важность осмысления затронутых на форуме проблем и действий в этой сфере.
После заключительного пленарного заседания конгресса был проведен съезд Ассоциации антропологов и этнологов России, которая избрала новый президиум и президента — им стал директор Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН доктор исторических наук Алексей Загребин (Ижевск). Главными задачами обновленной организации в периоды между конгрессами будет ее активное участие в научной и общественной жизни страны, прежде всего в налаживании контактов между регионами России и наукой для реализации совместных проектов (например, той же научной экспертизы), а также активизация международного сотрудничества антропологов и этнографов.
Подвести итоги форума и кинофестиваля я попросила одного из основных их вдохновителей и организаторов, главного научного сотрудника Института истории и археологии УрО РАН, завкафедрой археологии и этнологии исторического факультета УрФУ, известного кинодокументалиста, члена-корреспондента РАН Андрея Головнева.
— Как по окончании конгресса можно оценить основные тенденции, пути дальнейшего развития антропологии и этнографии?
— Пожалуй, главный тренд выражен в том, что антропология прежде ориентировалась на прошлое, а теперь — и очень энергично — заглядывает в будущее. Это происходит на протяжении последних 25 лет и важно, прежде всего, для российской науки, потому что пока она находится в поиске, еще не успела обрести твердой идеологии и целеполагания. В последнее время все больше появляется исследований “на злобу дня”.
В целом от форума к форуму наше сообщество растет количественно. Но прибавляем и с точки зрения качества, а также организации — по мнению экспертов, этот конгресс стал лучшим. Количественный рост происходит во многом за счет “миграции” специалистов из других наук — истории, социологии, культурологии, политологии. Объекты наших исследований (для антропологии это человек, для этнологии — народ) становятся “персоной грата” в гуманитарной науке. Антропология и этнология стали “центром притяжения” для гуманитарных дисциплин, которые, в свою очередь, все больше “очеловечиваются”. Предметом изучения все чаще становится конкретный человек, а не голые измерения-подсчеты. Например, в социологии все шире используются методы “глубокого интервью”, пришедшие как раз из антропологии.
Все идеологии мира и все мировые религии в своих доктринах претендовали на превосходство над этничностью. Ее все время пытаются как-то подавить, устранить, но она, в общем, не поддается никакому воздействию, преображению, поскольку она есть природа человека. Еще недавно господствовавший у нас, по западному образцу, конструктивистский подход к этничности, теория “плавильного котла” замещаются другими представлениями. Происходящее сейчас в Европе показывает, что эта теория не работает, так же как и теория мультикультурализма. Отсюда — актуализация антропологии и этнологии.
Антрополог во многом — врач. Он должен понимать болезни, стараться с ними совладать, не бояться о них судить. В этом наша работа. Мир быстро меняется, все стремительно расшатывается. Все хотят устойчивости, а прежние правила не работают, например, экономика сегодня развивается не по своим законам, а в зависимости от политической конъюнктуры. Общество захлебывается в океане информации, с ядерной угрозой уже сравнима хайтек-угроза (перспектива превращения человека в гаджет). Антропологи и этнологи должны успевать (причем быть даже впереди, скажем, журналистов): мы должны предугадывать события, нам нужны мобильность, готовность к быстрым диалогам. Мы напрямую соприкасаемся с самой “горячей” реальностью, но при этом должны сохранять фундаментальность академической науки.
— Чем запомнится проходивший одновременно с конгрессом IX Российский фестиваль антропологических фильмов?
— В эти дни в Екатеринбурге сошлись дорожки конгресса и кинофестиваля. Это был эксперимент, и он был непрост — даже физически было непросто выдержать режим: утром наука — вечером кино…
— Сложилось два независимых сообщества: “утреннее” и “вечернее” — или все же произошло их смешение?
— Порой “смешение” получалось. Как я видел, наши “титаны” (например, члены киножюри Кирилл Эмильевич Разлогов, Сергей Александрович Арутюнов) смогли выдержать и то, и то…
Сегодня мы возвращаемся к визуальности — к корням всей человеческой культуры: наскальные рисунки, появившиеся примерно 50 тысяч лет назад, служили для обозначения, передачи информации, в том числе и в будущее. Но и нынешний мир, наша жизнь на всех уровнях полны визуальности. Соответственно, ученый должен мыслить визуально, и с этой точки зрения объединение научного форума и кинофестиваля как нельзя кстати.
Добавим, что завоевавший на IX Российском фестивале антропологических фильмов Гран-при и приз конгресса фильм грузинского режиссера Шалвы Шенгели “Государь”, события которого разворачиваются вокруг памятника Сталину в небольшой грузинской деревушке, посвящен взаимоотношениям человека, истории и искусства.
***
Еще недавно известный политик, дипломат, а сегодня — завзятый путешественник, признанный фотограф и режиссер-документалист Сергей Ястржембский, представивший на екатеринбургский РФАФ-2015 свой фильм “Волкодав”, в интервью корреспонденту местной газеты признался: “Есть риск, что мои младшие дети, которым сейчас семь с половиной и пять с половиной лет, могут уже не застать нынешнего разнообразия мира. А потому антропологическое документальное кино приобретает все большее значение и актуальность — везде. Надо спешить создавать Красную Книгу памяти об этнографическом богатстве мира”. В принципе, то же можно сказать и о задаче ученых: реализуя востребованные сегодня проекты, сохранить для потомков уникальность нынешней и стремительно уходящей в прошлое картины мира, калейдоскопа национальных культур, традиций и воззрений. Такое впечатление, что интернациональному сообществу, которое собрал XI Конгресс антропологов и этнологов России, вполне по силам эту задачу осуществить.
Евгения ИЗВАРИНА
Фотоснимки предоставлены
Институтом истории
и археологии УрО РАН

Нет комментариев