В мире Мичурина. Дело великого селекционера продолжается.

Еще при жизни известного русского биолога и селекционера Ивана Мичурина, занимавшегося выведением новых сортов плодовых деревьев, небольшой старинный городок Козлов в Тамбовской области был назван его именем. Сейчас это наукоград, и одной из главных его достопримечательностей является дом-музей великого ученого, расположенный в живописном месте в нескольких километрах от города. Здесь в небольшом особняке исследователь жил и трудился 35 лет, создавая сад-питомник, в котором разрабатывал новые (до сих пор применяющиеся) методы селекции плодово-ягодных и цветочных культур. Мичурин вывел пригодные для выращивания в условиях средней полосы 354 ценных сорта яблок, груш, вишен, слив, черешен, абрикосов, миндаля, ореха и ягод.
“Сейчас очень трудно представить, что в средней полосе и на севере было только 3-4 сорта яблок, один сорт груш, а сортов сливы и вишни вообще не было, — рассказала директор дома-музея Мичурина Людмила Волокитина. — О выращивании винограда, абрикосов и персиков в садах этого региона вообще не мыслили. Иван Владимирович вывел новые культуры. Он говорил: как же так, на юге это все едят, а мы не можем? Мы сделаем так, чтобы и у нас они росли”.
По словам хранительницы музея, свой первый земельный участок Мичурин купил в более пригодном для земледелия месте — Турмасово. “Земля там была жирная, плодородная, — рассказывает Л.Волокитина. — Ему это не нравилось: слишком хорошая была земля. Он говорил: “Это изнежит мои гибриды, а мне их надо воспитывать”. И тогда он решает продать участок, купив новый, с худшими для растений условиями.
Один из местных помещиков предложил ему землю на берегу реки Лесной Воронеж. До Мичурина здесь ничего не росло, был только заливной луг. Во время разлива реки он полностью покрывался водой. Это самое низкое место в округе, близко грунтовые воды, и зимой морозы бывают на 5 градусов ниже, чем в городе. Вся земля изрезана ручьями, оврагами, ровного места нигде нет. На самом высоком месте этого участка Мичурин построил дом. Во время половодья вода доходила аж до его ступенек. И тогда добраться сюда можно было только на лодке. Кстати, сейчас к музею ведет великолепный подвесной мост. В советское время его не было, был только деревянный. А во времена Мичурина через эту реку вообще не было моста: летом — лодочная переправа, а зимой — лед”.
Проектировал дом сам ученый, это небольшое двухэтажное кирпичное здание с деревянной верандой. На первом этаже — кухня, две печи, сени, хозяйственные помещения. “Вот на этой печке готовили завтраки, обеды и ужины, а второй отапливали дом, — продолжила рассказ Л.Волокитина. — По этой лестнице поднимались самые близкие люди Ивана Владимировича: свояченица, жена, дети. По ней носили обеды и чай. Для того чтобы попросить чай или суп, был домашний телефон. Это обыкновенное отверстие, труба, соединяющая первый и второй этажи, в которую кричали что-то вроде: “Настя, обед давай!”.
Второй этаж дома был жилым. Одна из самых больших комнат — кабинет ученого. Шкаф, стол, пишущая машинка, скатерть — все сохранилось в том виде, в каком было при Иване Владимировиче. Даже электропроводка — тех времен и по-прежнему в работоспособном состоянии. Сотрудники музея разрешают посетителям посидеть на стуле, которым пользовался великий селекционер, полистать журналы и написанные им книги, и даже открыть многочисленные ящички шкафа.
Резной липовый шкаф для семян — он стоит возле окна — знак признания заслуг ученого советским правительством. На нем — дарственная надпись: “Большому мастеру новых видов растений И.В.Мичурину. М.Калинин, 1933 г.”. Один из руководителей СССР Михаил Калинин побывал в доме у селекционера два раза. После одного из его посещений ученому провели телефонную линию — громоздкий черный аппарат старого образца до сих пор прикреплен на стене в кабинете.
В доме по-прежнему царит атмо­сфера домашнего уюта. Две маленькие спаленки для ученого с женой и сестры жены. В небольшой проходной комнате — пианино. Гостиная. На всех подоконниках — цветы. Тихо, скромно и уединенно: ничто не должно было мешать заниматься любимым делом.
Во время одного из своих посещений Калинин спросил у Мичурина, какая помощь ему нужна. Селекционер попросил земли для посадок, и тогда питомник разросся до 2,5 тысячи га. Сейчас сад занимает 170 га, остальная земля заброшена. Территорию, окружающую дом-музей, облагораживают три работающие в музее сотрудницы.
В саду есть деревья, которые были выведены и посажены самим Мичуриным, а есть и современные сорта растений. К 150-летнему юбилею селекционера, в 2005 году, на территории питомника появился сад из молодых яблонь. “Мы высадили все сорта Ивана Владимировича, которые смогли найти, — рассказала Людмила Васильевна. — Собирали их в фондах научных учреждений. Ученые со всего мира приезжали сюда: прикасались к этой старой груше, подходили к пробковому дубу, может быть, срезали кору. Вы по исторической земле ходите”.
Людмила Волокитина относится к своей работе с большим трепетом, рассказывает о жизни знаменитого на весь мир селекционера очень увлеченно, заражает любовью к этому заповедному месту всех, кто приезжает сюда на экскурсии. Многие посетители становятся ее друзьями и стараются помочь: кто ворота починит, кто на участке поможет. А дел здесь всегда — непочатый край, и рук почти всегда не хватает.
“У нас необычный музей, — рассказывает Людмила Васильевна. — На участке в 8 га, что расположены вокруг дома, мы должны успевать делать все. Я здесь и заведующая, и экскурсовод, и плодовод, и агроном, и декоратор, и рабочая. Конечно, нам помогают. Например, завтра должны прийти студенты из Мичуринского государственного аграрного университета. Каждый год к нам приезжают сотрудники одной из тамбовских телефонных компаний, которые по собственной инициативе оказывают нам спонсорскую поддержку и помогают на участке. В этом году подарили шланг для поливки растений, лопату. Нам эта помощь всегда очень нужна. А в целом, у нас в музее невозможно работать просто экскурсоводом, мы должны все знать и уметь: как посадить растение, как за ним ухаживать. Тогда и рассказываем обо всем увлеченно и интересно”.
Сад-питомник Мичурина приобрел общегосударственное значение еще при жизни ученого, в 1923 году. Тогда же на его базе была организована Селекционно-генетическая станция плодово-ягодных культур, которая позднее была преобразована в Центральную генетическую лабораторию им. И.В.Мичурина. Сейчас это Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и селекции плодовых растений им. И.В.Мичурина. Музейный комплекс является структурным подразделением этого института. Ученики и последователи великого селекционера продолжают начатое им дело, выводя новые, необычные сорта растений. “Приезжайте осенью, у нас будут саженцы восхитительных яблонь, груш, абрикосов, винограда, приспособленных к выращиванию в жестких условиях наших широт”, — пригласила заведующая музеем.

Елена МОРГУНОВА
Фото Андрея Зартра

Нет комментариев