С третьей попытки. Унификация по-европейски

Как уже сообщал “Поиск”, Белоруссия присоединилась к Болонскому процессу. Важное для страны решение было принято на конференции министров образования стран общеевропейского пространства высшего образования в Ереване.

Путь к подписанию Болонской декларации был долгим и непростым. Лишь с третьей попытки заявка Белоруссии на подключение к европейской системе оказалась успешной. Впрочем, как не раз отмечали официальные лица, задача войти в Болонский процесс любой ценой никогда не ставилась. Все реформы в системе высшего образования РБ проводились исходя из национальных особенностей и интересов страны. Об этом неоднократно говорил и президент Александр Лукашенко. Потребовалось более 10 лет, чтобы эволюционным путем привести белорусскую высшую школу в соответствие с европейскими стандартами.
Делегацию РБ на конференции возглавлял министр образования Михаил Журавков (на снимке). Уже по возвращении из Еревана он рассказал, чего стоит ожидать после присоединения к Болонскому процессу. Руководитель Минобразования поспешил успокоить тех, кто опасается массовой утечки молодых специалистов в связи с тем, что теперь отечественные дипломы будут признаваться в каждой стране, подписавшей декларацию. “У людей возникает иллюзия, что если ты уехал в европейскую страну, то тебе предоставят все условия для работы. Это отнюдь не так. Массового оттока наших специалистов не будет”, ­ — уверен министр. Он также добавил, что в 2014 году более 3,5 тысячи белорусских студентов уезжали на стажировки в другие страны и все они вернулись обратно.
По словам М.Журавкова, все необходимые изменения в законодательной базе (в том числе в Кодексе об образовании) были запланированы Программой развития высшего образования РБ задолго до встречи в Армении. За последние годы был принят ряд решений в этой сфере. Введены двухступенчатая система и образовательные стандарты нового поколения, значительно расширились международные обмены студентами и преподавателями. Продолжается работа по внедрению национальной системы зачетных единиц и ее согласование с ECTS, идет формирование национальной системы квалификаций, завершается разработка университетских систем менеджмента качества и их сертификация международными агентствами, студенты имеют серьезную социальную поддержку.
Присоединение Белоруссии к европейскому пространству высшего образования лишь вносит определенные коррективы. Так, например, в соответствии с общими принципами Болонского процесса республике предстоит выполнить работу по унификации специальностей, ввести приложение к диплому по европейскому стандарту, подготовить нормативные документы, согласно которым студентам, проходящим стажировку в зарубежных вузах, засчитываются прослушанные курсы в Белоруссии.
И в то же время, отметил М.Журавков, Болонский процесс не подразумевает полную идентичность систем образования. Подключение к нему позволяет “спокойно и без спешки пройти весь путь совершенствования и модернизации системы высшего образования, доработать там, где это необходимо, законодательство, но с учетом национальных особенностей”.

Александр ЮРИН

Нет комментариев