Слово монаршье. Архивный документ оказался грамотой Бориса Годунова.

Ведущий научный сотрудник кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета кандидат исторических наук Алексей Конев выявил в Тюменском архиве уникальный исторический документ конца XVI века.
Алексей Юрьевич провел исследование хранящегося в фонде “Тюменская приказная изба и воеводская канцелярия” подлинного фрагмента грамоты царя Бориса Годунова. Этот исторический источник, который включен в реестр уникальных документов архивных фондов Тюменской области, до последнего времени относили к 1604-1605 годам. Документ имеет значительные утраты текста и практически не вводился в научный оборот. Алексей Конев провел подробный источниковедческий анализ этого памятника деловой письменности: реконструировал утраченный текст сохранившегося фрагмента грамоты, заново ее датировал, определил имя адресата — Лука Осипович Щербатый и время его назначения на тюменское воеводство. Установлено, что грамота была “писана на Москве” 25 июня 1599 года и содержала указ о сложении ясачной подати на 1600 год (ясак — натуральный налог с народов Сибири и Севера, в основном пушниной). Таким образом, этот документ следует считать самым ранним актовым источником и единственным, относящимся к XVI веку, в составе фондов архивных собраний Сибири.
Сохранившийся отрывок грамоты включает большую часть текста так называемого “жалованного слова”, адресованного представителям ясачного нерусского населения сибирских уездов и представляющего собой прямое обращение монарха к своим новым подданным с обещанием “льготить” и оберегать их. Вместе с тем монарх напоминает в нем о данных ранее этими народами шертях (клятвах) на верность русской короне и проистекающих из этого обязательствах: “служить и прямить во всем”, не допускать “шатости и всяково лихово умышления”. Появившись впервые в грамотах о сложении ясака, “жалованное слово” вошло в качестве особой статьи в наказы сибирским воеводам XVII века и, превратившись в приказной штамп, получило более широкое значение. Его зачитывали представителям коренного ясачного населения (“из волостей лутчим людям”, “князем и мурзам”) при каждом новом назначении воевод в приказной избе в торжественной обстановке. Юридическая сущность клаузулы “жалованного слова” в воеводских наказах состояла  в своеобразном подтверждении и пролонгации действия шертей.
Алексей Конев намерен продолжить поиск раритетов в архивах Тюмени и Тобольска. “Это будут документы, либо неизвестные науке, либо не вводившиеся в активный научный оборот, — говорит ученый. — Надеюсь, они лягут в основу источниковедческих публикаций”.

Татьяна ТАГИЛЬЦЕВА
Фотоснимки предоставлены А.Коневым

Нет комментариев