Химия материнства

Обнаружена новая функция гормона окситоцина, именно благодаря ему самки начинают распознавать плач новорожденных детенышей. С подробностями — ScienceNOW.
Известно, что окситоцин связан с возникновением привязанностей и участвует в формировании связи “мать — ребенок”. Однако механизм этого действия гормона оставался неясным. Для исследования его роли в головном мозге самок мышей, только что обзаведшихся потомством, ученые медицинского факультета Нью-Йоркского университета (New York University School of Medicine) изучали поведение самок в ответ на тревожный писк мышат. Этот ультразвуковой “плач” издается, например, при поочередном перетаскивании детенышей из прежнего гнезда в новое. Мышата, оставшиеся одни на старом месте, испытывают беспокойство и начинают звать мать, которая тут же устремляется к ним и забирает к остальным детенышам. Таким образом, она может успокаивать даже чужих мышат, чего никогда не делают нерожавшие самки. Но если мышь-девственница будет содержаться с мышью-матерью и ее потомством или если ей сделать инъекцию окситоцина, она начнет заботиться о детенышах. Это одно из открытий, сделанных группой под руководством нейробиолога Роберта Фрёмке (Robert Froemke), на основании которого он предположил, что окситоцин каким-то образом способствует “превращению девственного мозга в материнский”. Но каким?
В прежних исследованиях было установлено, что память о писке-плаче встревоженных мышат хранится в слуховой коре материнского головного мозга, отвечающей за обработку звуковой информации. У слуховой коры есть правая и левая стороны. И в обеих исследователи обнаружили рецепторы окситоцина, а также производящие окситоцин нейроны. Это еще одно открытие Фрёмке с соавторами по статье, которая только что опубликована в Nature (April, 16, 2015). Причем в левой слуховой коре рецепторов гормона значительно больше, что предполагает ее специализацию для распознавания социальных, или стадных, сигналов. “Это напоминает латерализацию распознавания речи в головном мозге человека”, — цитирует Фрёмке ScienceNOW, поясняя, что у большинства людей речь контролируется структурами, которые расположены в левом мозговом полушарии. Важность левой слуховой коры для заботливого материнского поведения мышей исследователи продемонстрировали блокированием активности этого участка мозга специальным препаратом. Матери с отключенной левой слуховой корой писк детенышей игнорировали. В то же время мыши-девственницы после инъекции окситоцина в левую слуховую кору начинали заботиться о “плачущих” мышатах раньше, чем мыши, которым вводили вместо окситоцина физиологический раствор. Ученые не исключают, что это открытие со временем может привести к лечению с помощью окситоцина таких расстройств, как аутизм и послеродовая депрессия.

Нет комментариев