Скрепы для мозаики. Русский язык служит стабильности.

Более 400 участников со всей России — руководители вузов, учителя школ, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзора, министры образования субъектов РФ — в течение двух дней обсуждали в Северо-Кавказском федеральном университете (СКФУ) проблемы совершенствования преподавания русского языка и литературы в школе и вузе на Форуме русского языка и литературы. Его организаторами помимо крупнейшего вуза региона выступили Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Российский союз ректоров.
В прошлом году, в преддверии съезда Российского союза ректоров, его президент, ректор МГУ академик РАН Виктор Садовничий на совещании в Пятигорском государственном лингвистическом университете говорил о необходимости чаще обсуждать актуальные проблемы образования не в Москве, а в регионах, выбирая каждый раз наиболее животрепещущую тему. Улучшение преподавания русского языка — одна из таких тем. Форум русского языка и литературы прошел в СКФУ. Почему именно там? Причин две.
Первая — Северный Кавказ как часть России испытывает общие для страны проблемы, связанные с языковой культурой населения (прежде всего, молодежи), с повышением квалификации учителей-словесников, с улучшением преподавания русского языка и литературы — как в школах, так и в вузах. Именно эти вопросы обсуждались на одной из секций форума. Участники анализировали опыт Северо-Кавказского федерального округа. Так, ректор СКФУ Алина Левитская обратила внимание на то, что согласно действующим федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) вузы готовят по одному учебному плану только учителей русского языка или только учителей литературы. Это четырехлетний бакалавриат. Оба направления можно было бы объединить в рамках пятилетнего бакалавриата — ведь именно в таких универсальных специалистах нуждается страна. Правда, для этого необходима перестройка учебного процесса. Однако решению этой задачи мешает то, что кадровая, научная, учебно-методическая база вузов не в полной мере отвечает требованиям ФГОС высшего профессионального образования и не соотнесена с требованиями стандартов общего образования.
Острейшая проблема — качество владения русским языком. Сегодня, по мнению ректора СКФУ, языковой вкус молодежи формируется под влиянием СМИ, в ходе общения в Интернете, где весьма распространенным является фамильярно-разговорный стиль речи с обилием сниженной лексики и фразеологии, включающей и нецензурные выражения. В этой связи возрастает роль педагогического сообщества, ответственного за повышение языковой культуры. В 2013 году в СКФУ была открыта кафедра культуры русской речи. Ее основная задача — повышение языковой культуры студентов, обучающихся по всем 255 направлениям подготовки. Алина Левитская предложила распространить этот опыт в других вузах страны.
Заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования Людмила Дудова попросила рассмотреть возможность проведения отдельных олимпиад школьников республик, для которых русский язык является вторым. Ректор МГУ Виктор Садовничий пообещал посодействовать скорейшему рассмотрению этого вопроса.
О возможности сотрудничества вузов благодаря единому порталу “Образование на русском” рассказала и.о. ректора Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина Маргарита Русецкая.
Вторая причина выбора СКФУ в качестве дискуссионной площадки форума состоит в том, что Северный Кавказ — многонациональный, поликультурный, поликонфессиональный регион. По словам губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова, в крае проживают представители более 100 национальностей. Именно русский язык является одной из важнейших скреп этой этнической мозаики. На территории нашей страны, помимо русского как основного государственного языка, законодательными актами республик в составе Российской Федерации статусом государственных наделяются еще 36 национальных языков (и еще 15 признаются в качестве официальных), поэтому вопрос развития русского языка как средства межнационального общения становится важнейшим фактором общественной стабильности и безопасности. “Можно сказать и строже: русский язык, вместе с русской литературой и русско-
язычной культурой в целом, является условием выживания России в современном мире, — заявил на форуме полпред Президента России в СКФО Сергей Меликов. — Мы не сможем сохранить свою идентичность, не сможем сохранить центростремительные тенденции, если утратим языковую самостоятельность. Вот почему так важно аккуратное, ответственное отношение ко всем вопросам, связанным с развитием русского языка”.
Сегодня на Северном Кавказе действует программа по повышению качества преподавания русского языка. Аналогичные проекты есть в каждом субъекте Федерации, входящем в регион. Участники форума делились опытом их реализации в рамках специальной секции. К примеру, министр образования и науки Ингушетии Милана Хасиева рассказала о модели поликультурного образования, реализуемой в республике, развитии русского языка в условиях билингвизма, о внедрении модели сетевого взаимодействия школ по профильному обучению. А министр образования и науки Адыгеи Аминет Хуажева поделилась тем, как анализ письменных работ учащихся школ становится основой выработки мероприятий по повышению качества преподавания и изучения русского языка.
В рамках форума прошла выставка словарей, учебной литературы, наглядных пособий ведущих издательств страны, которую организовало некоммерческое партнерство по содействию в поддержке и сохранении русского языка “Родное слово”.

Станислав ФИОЛЕТОВ
Фото пресс-службы СКФУ

Нет комментариев