Раскусили сколопендру

Учеными прочитан геном сколопендры, что проясняет некоторые вопросы возникновения жизни на нашей планете. С подробностями — TechTimes.com.
Геном многоножки Strigamia maritime получен международной группой — авторами статьи в журнале PLoS Biology, — которая объединяет более 100 ученых из 50 научных институтов. Многоножки, или сколопендры, относятся к членистоногим, то есть к тому же типу животных, что и насекомые с пауками. До сих пор они были единственным классом среди членистоногих, чья геномная последовательность не была установлена. По словам одного из руководителей работы Ариэля Чипмана (Ariel Chipman) из Еврейского университета в Иерусалиме (Hebrew University of Jerusalem), которые приводит распространенный университетом пресс-релиз, генетические данные показывают, каким образом живые существа могли переместиться из первичного места обитания, коим было прибрежное морское или океаническое мелководье, на сушу. “Применение различных эволюционных решений для одних и тех же проблем демонстрирует нам, что многоножки и насекомые адаптировались к обитанию на суше независимо друг от друга”, — говорит Чипман. В частности, сравнение геномов многоножек и насекомых указало авторам на разное решение такой проблемы, как дыхание на открытом воздухе. Несмотря на родственность насекомым, у многоножек отсутствует семейство генов обоняния, активно используемое насекомыми. У сколопендр развилась собственная способность к дыханию воздухом, для чего расширилось представительство других групп генов, которые отсутствуют у насекомых.
Сколопендры живут под землей и утратили зрение, а также внутренние часы вместе со всеми соответствующими генами. Однако у них повышенная чувствительность других систем, которая позволяет им ориентироваться в среде обитания и захватывать добычу. В геноме многоножки изучались специфические гены, перед каждым из исследователей стояла отдельная задача, каждый занимался ограниченным количеством генов и их специфическими структурными характеристиками. Объясняя цель подобного исследования, Чипман говорит: “Если мы лучше поймем биологический мир вокруг нас, то, как он функционирует и как он стал таковым, мы обязательно лучше станем понимать самих себя”. По мнению ученого, данные, полученные при составлении генома многоножки, могут иметь ряд применений — от природоохранных до борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений.