Аксион — не аксиома

Физики увидели признаки частиц темной материи в рентгеновском излучении солнечного происхождения. С подробностями — Nature News.
Анализ данных 12-летней работы рентгенолучевой обсерватории Европейского космического агентства (ESA) выявил вариации в потоке лучей, которые вполне подходят под описание эффекта, ожидаемого в случае взаимодействия гипотетических частиц темной материи, аксионов, с магнитным полем Земли.
Темной материей называют субстанцию, которой приписывается до 85% всей материи Вселенной, присутствие темной материи обнаруживается лишь косвенно, по гравитационному влиянию на такие объекты, как звезды. Убедительных свидетельств существования этой материи до сих пор нет. Если наблюдение аксионов, о котором идет речь, подтвердится, это будет великим открытием. Руководитель исследования, астроном британского Университета Лестера Джордж Фрейзер (George Fraser), погиб спустя два дня после того, как он с соавторами представил рукопись статьи к публикации, и, как написал в своем блоге на сайте e-Astronomer Энди Лоуренс (Andy Lawrence) из Астрономического института в Эдинбурге (Institute for Astronomy in Edinburgh), “это исследование было самой потрясающей лебединой песней Фрейзера”. Статья была принята и опубликована 20 октября в журнале Королевского астрономического общества (Monthly Notices of the Royal Astronomical Society). Как отмечает в комментарии для Nature News один из авторов, астроном из Лестера Энди Рид (Andy Read), “мы получили неожиданный результат, который мы не можем объяснить никаким обычным способом, остается только аксионная теория”. Но это лишь гипотеза, а гипотезы не делают частиц, добавил ученый.
Гипотетические аксионы — это незаряженные, очень легкие частицы, которые могут возникать в солнечном ядре и едва ли взаимодействуют с обычной материей, что позволяет им преодолевать тысячи километров солнечной плазмы, исчезая затем в космическом пространстве. Но аксионы могут взаимодействовать с магнитными полями, подобными тому, что окружает Землю, и после этого превращаться в фотоны рентгеновского излучения. Эти фотоны и могут оказаться теми частицами, эффект которых заметили британские физики. Изучив весь архив данных, полученных от европейского космического рентгеновского телескопа XMM-Newton (Multi Mirror Mission), они обратили внимание на чуть более интенсивный рентгенолучевой сигнал, зарегистрированный зондом при прохождении сильного магнитного поля на солнечной стороне Земли по сравнению с сигналом, возникающим при прохождении магнитосферы планеты с ее обратной стороны. Если сбросить со счетов все известные источники рентгеновского излучения, фоновый сигнал должен быть одинаковым, где бы ни находился космический аппарат, поясняет Рид.