Честно говоря. Инженерному образованию требуется перестройка.

Серия встреч Президента России, посвященных инженерному образованию, завершилась 22-м заседанием Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России — оно прошло на Магнитогорском металлургическом комбинате (ОАО ММК).
Отдельной темой мероприятия стал инвестиционный климат в стране, который, по выражению Д.Медведева, “очень плохой”, а без него — ни модернизации, ни инноваций. Президент назвал 10 первоочередных мер по исправлению ситуации. В частности, правительство должно подготовить предложения по механизму снижения обязательных страховых взносов. Генеральному прокурору поручено ввести особый порядок рассмотрения жалоб, содержащих обвинения в коррупции. Минэкономразвития будут предоставлены полномочия вносить в Министерство юстиции предложения об отмене ведомственных актов, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, а Минюст обязан потребовать от ведомств, которые приняли такие “антипредпринимательские” акты, их немедленно отменить. В каждом федеральном округе вводится институт инвестиционного уполномоченного, который будет содействовать компаниям в реализации инвестпроектов.
К середине лета должен быть создан фонд, который займется привлечением прямых иностранных инвестиций. Кроме того, Д.Медведев сообщил, что уже в мае текущего года будет организована работа мобильной приемной Президента РФ, в которой представители его администрации будут принимать жалобы граждан или организаций на действия представителей власти.
По пунктам Д.Медведев разложил также тему поддержки инженерных специальностей и технического образования. Президент подчеркнул, что некоторые его поручения проистекают из предложений студентов и вузовской общественности. Среди проблем, требующих рассмотрения, он назвал, во-первых, недостаточную согласованность действий системы образования и предпринимательского сообщества. Во-вторых, очевидна необходимость повышения нормативов финансирования подготовки студентов-инженеров — правительству поручено разработать соответствующие предложения. Глава государства пообещал поддержать именными стипендиями самых талантливых и целеустремленных учащихся, осваивающих инженерные науки по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития страны. Федеральную поддержку получат профильные вузы при строительстве общежитий, оснащении лабораторий необходимым оборудованием.
В-третьих, в каждом госвузе надо создать наблюдательный совет из работодателей, представителей университета, исполнительной власти. Необходимо также проанализировать, насколько программы обучения в технических вузах учитывают нужды ОПК, связанные с переоснащением Вооруженных сил страны.
Последним пунктом своего выступления по инженерной проблематике президент назвал необходимость повышения уровня технического и методологического обеспечения вузов. Он уверен в том, что они должны быть “абсолютно профильными, всю непрофильную деятельность оттуда нужно изъять, а тот, кто не хочет с ней расставаться, пусть тогда закрывается или преобразуется в гуманитарный вуз”. Надо отметить, что, встречаясь незадолго до этого с представителями предприятий в подмосковном городе Мытищи, президент не был столь категоричен — он предлагал “минимизировать подготовку юристов и экономистов в профильных технических вузах”, которым трудно развиваться без внебюджетных поступлений.
Президент внимательно выслушал выступление исполнительного директора ОАО ММК Юрия Бодяева о приоритетных направлениях подготовки инженерных кадров на комбинате и сотрудничестве с профильными вузами, а потом спросил:
— Юрий Алексеевич, скажите мне по-простому: вы довольны теми выпускниками, в том числе профильного университета в Магнитогорске, которые к вам приходят? Я понимаю, что у вас там генетическая связь, но тем не менее. Вам не нужно их переобучать, перенастраивать?
— Мы занимаемся этими вопросами, Дмитрий Анатольевич. Мы занимаемся…
— Так довольны или нет?
— Честно говоря…
По сути, исполнительный директор ушел от ответа, сделав акцент на том, что предприятию приходится самому активно подключаться к процессу подготовки специалистов. Хотя, например, ректора Магнитогорского технического университета Валерия Колокольцева взаимоотношения с работодателем вполне устраивают. Этот диалог дал затравку дальнейшему ходу заседания комиссии. Устраивают ли производственников набор специальностей в вузе, качество подготовки специалистов, какие нормативные акты необходимы для его повышения? Например, есть предложение разрешить частным компаниям приходить с оборудованием на территории вузов.
Ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана Анатолий Александров выразил свою обеспокоенность по поводу фундаментальных исследований:
— Мы работаем на заделах 1980-х годов, а они когда-то кончатся. Раньше был норматив — в любом проекте ОКР 10-20 процентов отводилось на поисковые и фундаментальные исследования. Сегодня бьются только за результат, и получается, что науке негде взять средств для таких исследований. Надо разрешить в любую работу, связанную с ОКР, вводить какой-то процент средств на фундаментальные и поисковые работы. Они могут заканчиваться и отрицательным результатом, это понятно, но без проведения таких работ у нас не будет заделов, не будет будущего.
Ректор МИФИ Михаил Стриханов считает, что нужны образовательные траектории, которые позволят после нескольких лет учебы студента в Москве, в базовом вузе с хорошей физико-математической подготовкой, продолжить обучение с производственной практикой на соответствующем предприятии в регионе. Еще одна проблема — омоложение профессорско-преподавательского состава…
— Михаил Николаевич, а сами вузы готовы к омоложению профессорско-преподава-тельского состава? — спросил Д.Медведев.
— Вузы не готовы, это очень болезненная структурная перестройка, — честно признал ректор.
Андрей Фурсенко озвучил направления работы, которые предлагает Минобрнауки. Это повышение статуса профессии “инженер” в глазах абитуриентов, создание привлекательных условий для обучения и трудоустройства молодежи, увеличение норматива ежегодных расходов на подготовку инженеров в полтора-два раза по сравнению с нормативом для гуманитариев. Необходимо также провести инфраструктурные изменения в системе образования и государственную поддержку в первую очередь предоставлять вузам-лидерам — их всего несколько десятков по стране.
Выступавшие говорили о том, что надо различать два типа инженерной деятельности: инженер-технолог — более стандартизированная, более массовая, инженер-проектировщик, конструктор — более индивидуализированная, привязанная к конкретным сферам деятельности и даже к конкретным структурам. Значит, и профессиональные стандарты для них должны быть разные, особенно это важно, когда речь идет о креативной части инженерного корпуса. Прозвучало также предложение распространить опыт поддержки кадрового обеспечения внутри федеральных целевых программ развития ОПК на любые крупные целевые программы.

Светлана КРЫМОВА
Фото пресс-службы Президента РФ
 

Нет комментариев