Копия на века. Уникальную скульптуру реставрируют с помощью цифровых технологий

Скульптурные памятники, которые находятся под отрытым небом, со временем начинают разрушаться. Создание их физических копий после оцифровки с помощью лазерного 3D-сканирования, а также реставрация произведений искусства с помощью лазерной очистки — одно из направлений работы лаборатории «ЛЭТИ ЛазерЛаб» Санкт-Петербургского электротехнического университета (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») им. В.И.Ленина.
Ученые ЛЭТИ занимаются этой тематикой с 2006 года. Они помогли, к примеру, изготовить копии двух скульптур: Primavera XVIII века из коллекции Государственного музея-заповедника «Царское село» и мраморного бюста Петра I XIX века из коллекции Государственного музея-заповедника «Петергоф».
А недавно ими была создана цифровая модель для реставрации уникальной скульптуры писателя Виталия Бианки, установленной более 60 лет назад на его могиле.
Автор замечательных детских книг о природе, орнитолог, педагог, журналист Виталий Валентинович Бианки родился и вырос в Санкт-Петербурге. На его книгах «Лесная газета», «Как муравьишко домой спешил», «Чей нос лучше?», «Мышонок Пик» и других в 1930-1950-е годы в СССР росло целое поколение детей. За свою жизнь автор написал более 300 произведений, общий тираж его книг составил 40 миллионов в 18 странах.
Именем писателя названы улицы в Великом Новгороде, Ростове-на-Дону, Осе, в городе Боровичи, в селе Чарышском, а также детские библиотеки в Новосибирске, Москве, в обоих Новгородах — Нижнем и Великом, в Перми.
Мраморный памятник Виталию Бианки на Богословском кладбище северной столицы — слушающую птиц девочку с бурундуком на плече — в память о своем друге и наставнике изготовила известный советский скульптор Жермен Меллуп. Она была одной из первых учениц писателя в его школе натуралистов.
Памятник был признан объектом культурного наследия. Но с годами белоснежное надгробие стало грязно-зеленым от водорослей, которые из-за высокой влажности распространились по его поверхности. А бурундука недавно отбили вандалы.
К 130-летнему юбилею писателя, который отмечается в этом году, его внук Александр Бианки планирует создать копию надгробия, а гипсовый образец, на основе которого сделана скульптура, — передать на хранение в музей.
Вопрос о копии встал не случайно. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры выдал задание на проведение работ по реставрации мемориала Бианки. Поскольку реставрация требует очень больших денежных затрат, был выбран альтернативный способ решения проблемы.
Однако традиционный метод копирования каменных объектов культурного наследия губителен для оригинала. Дело в том, что он требует создания силиконового слепка с самого памятника, из-за чего существует риск его повреждения, так как при снятии формовочного материала отдельные элементы (кончики пальцев, завитки волос и т. п.) зачастую отламываются.
Кроме того, копия, создаваемая на основе памятника, делается из полиэфирного бетона (эпоксидная смола с мраморной крошкой). Этот материал под воздействием солнечных лучей и перепадов температуры постепенно начинает трескаться изнутри, поэтому срок его службы в разы короче, чем век натурального камня. По этим причинам реставраторы многих стран мира сегодня все более активно используют бесконтактные методы копирования.
— Когда я узнал, что семья Виталия Бианки хочет продлить срок жизни его надгробия, то связался с его внуком и предложил ему изготовить копию из мрамора по цифровой модели, которую можно получить с помощью 3D-сканирования. Внука это заинтересовало, и мы с коллегами приступили к работе, — вспоминает руководитель лаборатории «ЛЭТИ ЛазерЛаб» профессор кафедры фотоники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Вадим Парфенов.
Суть предложенного учеными подхода заключается в том, что с помощью лазерного сканирования объекта создается высокоточная трехмерная компьютерная модель, несущая в себе информацию о его геометрической форме.
Затем она переводится в CAD-модель, используя которую, специальный фрезерный станок вырезает из глыбы натурального камня копию памятника. Финишную доводку осуществляет вручную профессиональный скульп­тор.
По словам исследователей, в результате такого копирования может быть получена высокоточная копия памятника, которая прослужит несколько веков.
Как рассказал Вадим Парфенов, на первом этапе был успешно отсканирован гипсовый оригинал девочки с бурундуком. Сейчас идет работа над созданием мраморной копии утерянной части — зверька, который раньше сидел на плече девочки.
— Специалисты во всем мире, в том числе и в Санкт-Петербурге, считают, что нельзя оставлять подвергнувшиеся сильной эрозии скульптурные памятники на открытом воздухе, — говорит Александр Бианки. — Поэтому хотелось бы, чтобы оригинал надгробия замечательного детского писателя оказался в музее. Но сначала нужно изготовить копию. Очень надеюсь, что подлинник когда-то будет находиться в здании под крышей, что создаст возможность его сохранения, изучения и экспонирования.
— Мы готовы приступить к копированию всей скульптуры, однако это полностью зависит от спонсорских средств. Надеемся на поддержку! — отметил Вадим Парфенов.

Центр научных коммуникаций «ЛЭТИ»

Нет комментариев