Правовая скорая. Российские вузы намерены развивать юридические клиники

В последние годы в России уверенно развиваются некоммерческие образования, где студенты старших курсов вузов под руководством преподавателей бесплатно консультируют граждан по правовым вопросам и помогают в оформлении документов. Называются эти структуры «юридические клиники».
Такой формат не только помогает будущим юристам развивать навыки анализа и аргументации, но и выполняет социально значимую функцию, ведь далеко не каждый человек может себе позволить обратиться к платному юристу.
Впервые термин «юридическая клиника» употребил в 1855 году российский ученый-правовед, общественный деятель и доктор права Дмитрий Мейер в статье «О значении практики в системе юридического образования». «Я позволяю себе это выражение, имея в виду, что клиника сама по себе означает только применение знания к делу», — писал он.
Однако идеи Мейера хоть и оказали значительное влияние на развитие юридических клиник как формы обучения, были приняты не сразу. На их осознание у университетского сообщества ушло больше века.
Сегодня, по данным Министерства юстиции, в России действуют уже свыше 165 подобных площадок, 104 из них — в вузах, подведомственных Минобрнауки.
О важности поддержки этих правовых «благотворительных центров» шла речь на конференции «Юридические клиники — новый взгляд на практикоориентированность высшего юридического образования» в Московском государственном юридическом университете им. О.Е.Кутафина (МГЮА).
Открывая пленарное заседание, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков поддержал идею расширения сети юридических клиник, но отметил три важных направления для их модернизации. По словам министра, во-первых, необходимо повышать социальную значимость клиник, поскольку обеспечение доступной юридической помощи — приоритет для государства.
Во-вторых, нужно улучшать качество высшего юридического образования: «Если люди доверяют студентам, которые работают в юрклиниках, это свидетельствует о высоком уровне полученного образования и качественной деятельности вуза».
В-третьих, уделять больше внимания укреплению связи между всеми уровнями образования — от школы до вуза — при участии будущих работодателей. Часть клиник уже занимается этими вопросами. Глава Минобрнауки предложил распространить эту практику на все юридические клиники.
— Клиники — важный элемент подготовки квалифицированных специалистов, — заявил министр. — Внедрять его нужно не только в области юридического образования, но и по другим гуманитарным направлениям.
И такой опыт уже есть в некоторых вузах, например, в Санкт-Петербургском государственном университете. Важно повышать узнаваемость клиник — людям должно быть понятно, какую помощь и в какой области они могут получить.
По мнению главы ведомства, нужно «донастроить» работу клиник в соответствии с региональной, отраслевой, социально-экономической, общественно-политической спецификой. Кроме того, важно расширять спектр работы клиники интересными задачами.
Такой подход повысит вовлеченность студентов и даст возможность потенциальным работодателям увидеть их в деле.
В завершение министр предложил создать рабочую группу и включить в нее представителей федеральных и региональных органов власти, руководство вузов, кураторов и студентов юридических клиник.
Подтвердил актуальность и востребованность клиник и ректор МГЮА Виктор Блажеев, подчеркнув, что каждый студент, усвоив теоретические знания, должен иметь возможность применить их «в поле».
Это же мнение выразил председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин. В своей речи он также отметил, что практика создания юридических клиник уже оправдала себя на все 100%.
Участники конференции были единодушны: юридические клиники положительно влияют и на студентов, и на общество в целом. Они не просто дают практический опыт, но также воспитывают уважение к праву и помогают студентам обретать понимание юриспруденции «через призму социального служения».
Уполномоченная по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, как и прочие, позитивно отозвалась о клиниках, напомнив, как «важно видеть и понимать запрос общества и чаяния простых людей».
— Крайне необходимо, чтобы молодой человек чувствовал общественные настроения и ощущал важность своей работы как юриста, — подытожила Москалькова.
По итогам работы конференции эксперты определили новое актуальное направление развития юридического клинического образования: теперь клиникам предстоит принять участие в формировании новых правовых подходов, отвечающих текущим стратегическим планам страны, в том числе в части цифровизации, развития и использования искусственного интеллекта, кибербезопасности, защиты интеллектуальной собственности.
По мнению профессионального сообщества, справиться с новыми задачами юридическим клиникам помогут переосмысление своей деятельности и обретение более «реальной и современной» идеологии — только так клиники смогут стать ресурсом интенсивного развития для повышения конкурентоспособности выпускников-клиницистов.

Татьяна Чернова
Фото автора

Нет комментариев