Что возьмем в будущее? Глава РАН посоветовался с молодыми учеными

Неистовство стихии не стало препятствием для проведения III Конгресса молодых ученых, собравшего на федеральной территории «Сириус»  свыше пяти тысяч участников, представлявших ведущие научные школы страны. Деловая программа этого ключевого ежегодного мероприятия Десятилетия науки и технологий насчитывала более сотни мероприятий, в перерывах между которыми делегаты конгресса знакомились с выставкой современных российских технологий. В работе экспертных сессий приняли участие свыше 700 спикеров и модераторов.
Одну из самых первых сессий — «Навстречу 300-летию РАН: будущее, а не прошлое» — вел президент Российской академии наук Геннадий Красников. Состоялся разговор об академических традициях, сформировавшихся за три века существования академии. Как отметил президент РАН, работа с молодежью — едва ли не старейшая. Ведь уже в самом первом положении об учреждаемой Академии наук был пункт о том, что каждый академик обязан иметь учеников (а также готовить для студентов учебные курсы). И поныне почти все члены РАН читают лекции. Да и сам Конгресс молодых ученых — пример плодотворного взаимодействия маститых и начинающих исследователей.
Отличительными особенностями академии ее глава назвал также выборность, преемственность и государственность. Единственное назначение в академии произошло в момент ее образования, когда академиками были назначены 12 иностранных ученых. Все последующие столетия академики избирались только тайным голосованием. Преемственность проявляется в том, что многие научные школы существуют десятилетиями и знания передаются, что называется, из уст в уста. «Мне в свое время рассказывал академик Жорес Алфёров, а ему в свое время рассказал Иоффе, как страна переживала 1918 год, когда Иоффе создавал свой Физико-технический институт, — привел пример президент РАН. — Мы узнаем о событиях прошлого через два пожатия руки! Это важно, когда знаешь своих учителей в диапазоне ста лет».
Что же касается государственности, то, напомнил Геннадий Красников, академия была создана государством и с первых своих дней решала государственные задачи. Так, первые поручения были связаны с изучением географии нашей страны. Академия организовала экспедиции и уже в 1827 году представила первую карту России. (Тому, как академия решала задачи, поставленные государством в XX веке, было посвящено отдельное пленарное заседание, в котором президент РАН также принял участие.)
После такого вводного слова модератор задал несколько вопросов молодым ученым, участвовавшим в сессии. Их ответы стали яркой иллюстрацией к описанному выше. Каждый рассказал о научной школе, представителем которой является. Так, Любовь Котова, старший научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе и председатель Совета молодых ученых (СМУ) института, напомнила историю создания своего научного учреждения, которое в этом году отмечает свое 105-летие. «Основной традицией, которую заложил Иоффе, было привлечение молодежи в науку, — заметила она. — И по сей день Физтех поддерживает эту традицию: у нас очень много молодых докторов наук, членов-корреспондентов РАН».
Абрам Федорович Иоффе также ввел в традицию тесное сотрудничество физиков-теоретиков и физиков-экспериментаторов, что послужило огромным толчком для развития всех отраслей современной физики. В наши дни СМУ Физтеха собирает заявки от разных научных групп и помогает найти им общие интересы для сотрудничества.
О традициях научной школы академика Ильи Березина рассказала Ирина Ле-Дейген, доцент кафедры химической энзимологии химфака МГУ им. М.В.Ломоносова. Школа химической энзимологии начиналась с И.Березина и его пяти единомышленников. Сегодня к ней относятся как минимум 150 кандидатов и докторов наук, а также шесть академиков, директоров институтов. Став деканом химфака в 1969 году, И.Березин организует проблемные лаборатории и поддерживает независимую группу молодых ученых, доверяет молодым самые сложные задачи. Одно из его напутствий: каждые пять лет пересматривать направления исследований. «Если не удалось за пять лет получить прорыв, подумайте, в том ли направлении вы работаете», — говорил ученый. На кафедре продолжают следовать этому совету. Традиции, которые И.Березин заложил в работе с молодыми сотрудниками, позволили его школе стать успешной, считает И.Ле-Дейген.
В своих рассуждениях о традициях РАН, старых и новых, молодые ученые поднимали и вопросы, на которые президент РАН не мог сразу однозначно ответить. Иногда он переадресовывал их своим вице-президентам, находившимся в зале, — академикам Степану Калмыкову и Сергею Чернышову, которые такие темы фиксировали, чтобы потом рассмотреть их отдельно.
В заключение Геннадий Красников предложил всем участникам, а также залу подумать над тем, какие традиции РАН должна развивать, чтобы двигаться в ногу со временем.
— На том же уровне, а может, и большем поддерживать научную молодежь, — ответил Александр Воронов, руководитель Центра инновационного проектирования факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова и председатель Совета молодых ученых вуза. — Хотелось бы пожелать РАН смелости в развитии новых научных школ, а также расширения контактов с коллегами из бывших советских республик — они к РАН относятся очень хорошо!
Последнее предложение Геннадий Красников прокомментировал: «В бывших республиках академии наук сохранились, и мы со всеми прекрасно ладим. А вот между собой у многих из них отношения очень сложные. В этом традиционная миссия России — она как бы «сшивала» все союзные республики. Думаю, впереди еще много событий, и Россия в исторической миссии сближения народов себя еще проявит».
Андрей Котельников, председатель СМУ РАН, затронул тему академических свобод. «Чтобы пробиться, найти себя в науке, приходится очень много работать, и, если в институте не создана свободная атмосфера, это сделать совершенно невозможно, — заметил он. — Из институтов, где у руководства стоят люди старого образца, хоть и удовлетворяющие возрастным требованиям, люди просто уходят в другие места. Эта новая традиция легких отношений с администрацией, которая наблюдается последние лет десять, показывает свою эффективность, она должна дать импульс нашему развитию».
— Тут речь не только о свободе, надо подумать, как правильно сформулировать, — отозвался президент РАН. — Должны быть созданы такие условия, чтобы принятие нужных для исследовательской работы решений не затягивалось, бюрократические барьеры были быстро преодолимы. Что же касается свободы, то, когда мы обсуждаем проблемы, каждый ученый может свободно высказываться, разумеется, если только его высказывания не носят яркий антиконституционный характер.
Любовь Котова предложила РАН и дальше поддерживать создание молодежных научных лабораторий. И.Ле-Дейген обратила внимание на то, как важно для развития молодежной науки взаимодействие команд из разных регионов. «Мы убедились на своем опыте, что в стране очень много молодежных коллективов, которые работают над близкими тематиками или смотрят на один и тот же объект исследования под разными углами, — пояснила она. — В объединении таких команд кроется огромный потенциал для развития российской науки на долгие годы».
Кстати, задаче такого объединения замечательно служит и Конгресс молодых ученых, на котором проходило это обсуждение.

Наталия БУЛГАКОВА
Автор фото: Евгений Биятов/фотохост-агентство РИА Новости

Нет комментариев