Упражнения для защиты от старения мозга создали уральские ученые

Психологи Уральского федерального университета разработали комплекс упражнений, который помогает замедлить возрастные изменения мозга. Практикуют эти занятия в «Университете третьего возраста», где проходят курсы для поддержания ментальной активности.

К примеру, на последнем курсе «Развитие когнитивных функций “Мой удивительный мозг”» специалисты определяют особенности нормального старения у участников и подбирают индивидуальные практики и занятия для продления долголетия.

Старение — это закономерный процесс, при котором происходят изменения когнитивной сферы. В наиболее общем виде эти изменения характеризуются уменьшением массы мозга в целом. Имеются данные о снижении числа нейронов в некоторых зонах мозга, к 90-летнему возрасту на 45%. Почти обязательный признак старения — снижение памяти и внимания.

Доцент кафедры клинической психологии и психофизиологии УрФУ Ольга Дорогина

Как поясняет специалист, старение мозга индивидуально, зависит от предшествующего старению физиологического и психологического развития, генетической информации, воздействия факторов риска, сопутствующих заболеваний. Важны и эмоционально-личностные особенности, готовность сознательно и ответственно справляться с новыми обстоятельствами жизни, структура познавательной деятельности, профессия, саморегуляция.

В целом нормальное старение можно поделить на три типа. Первый — энергетический нейрокогнитивный — самый распространенный и универсальный. В таком случае люди становятся медленнее, могут выполнять только одну задачу, плохо понимают быструю речь, плохо запоминают новую информацию, быстро устают.

Упражнения, которые мы предлагаем на курсе для этой категории слушателей, направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную (тактильную, слуховую, зрительную) области. Предлагаемые задания содержат ритмичные движения под музыкальное сопровождение в заданном темпе. К ним, в частности, относят деятельность, направленную на формирование правильного дыхания. Также на обогащение энергетического фона человека положительное влияние оказывает арт-терапия.

Доцент кафедры клинической психологии и психофизиологии УрФУ Ольга Дорогина

При втором, пространственном, типе снижаются способности к ориентации в реальном и внутреннем пространстве, в новом месте происходит дизадаптация. Нарушения этого блока могут проявляться в плохом опознании картинок или реальных предметов, становится сложно целостно воспринимать различные вещи. К примеру, можно прочитать рассказ, но не понять его суть. Психологи советуют: в таком случае нужно читать по одному абзацу, останавливаться, осмыслять, запоминать, делать передышку. И только потом переходить к следующему абзацу и так далее.

Во втором случае помогут упражнения, направленные на опознавание зашумленных изображений. Можно усложнить задачу и использовать схематичные, контурные, черно-белые картинки. Полезно конструирование изображений, актуализация пространственных представлений: расстановка стрелок на “слепых” часах, рисование карты, плана комнаты, изображения двух, трех геометрических фигур относительно друг друга по речевой инструкции.

Доцент кафедры клинической психологии и психофизиологии УрФУ Ольга Дорогина

При третьем, регуляторном, стиле в первую очередь стареют передние отделы больших полушарий, происходит снижение самоконтроля, поскольку задействованы лобные доли. В этом случае специалисты предлагают простые арифметические задачи, чтение вслух. Быстрое осознанное чтение активизирует префронтальную кору и предотвращает развитие забывчивости, полагают специалисты. Помогут также ручное письмо, запоминание событий вчерашнего дня, тесты Струпа.

Задания могут быть очень разными, но главное — они должны быть ежедневными. Поэтому мы своим слушателям объясняем принцип работы мозга и суть заданий. Даже когда человек обдумывает меню на обед, нарезает ингредиенты, жарит, варит, подает на стол — мозг активно работает. Приготовление еды чрезвычайно эффективно для улучшения деятельности мозга. А так, конечно, мы даем рекомендации слушателям, что проводить тренинг желательно в первую половину дня. Длительность каждого занятия может варьировать от 15-20 минут до 40-50 минут. Нагрузка на одну психическую сферу не должна быть чрезмерной, поэтому нужно комбинировать задания, опирающиеся на разные психические функции: вербальные чередовать с невербальными и другими.

Доцент кафедры клинической психологии и психофизиологии УрФУ Ольга Дорогина

Работа проводится при финансовой поддержке по программе «Приоритет-2030».

Справка
Согласно докладу «Мировые демографические перспективы» ООН, число людей в возрастной группе от 65 лет и старше растет большими темпами по сравнению с другими возрастными группами. Как полагают аналитики, она вырастет с 10% в 2022 году до 16% в 2050-м. По прогнозам, к 2050 году число людей в возрасте 65 лет и старше во всем мире будет в два раза превышать число детей в возрасте до 5 лет и почти сравняется с числом детей в возрасте до 12 лет. В Свердловской области, по данным Росстата на 2023 год, доля лиц позднего возраста составляет 24,5%.
Концепция «Университет третьего возраста» предлагает воспринимать людей старше 65 лет не только как полноценных субъектов общества, но и как «ресурс» для экономики, ценный человеческий капитал, с помощью которого в том числе можно преодолеть социальный и экономический кризис.

Фото на заставке: участники курсов «Университета третьего возраста» УрФУ выполняют задания под руководством Ольги Дорогиной. Фото: пресс-служба УрФУ / Дмитрий Столяров.

Нет комментариев