Салют, фиджитал! Бренд, рожденный в России, здесь и надо развивать

Если вы прозевали «Игры будущего» в Казани, не печальтесь: в Сети все есть. И начало — первый международный мультиспортивный турнир в концепции фиджитал — 19 февраля открывал Президент России Владимир Путин; и сами соревнования, в которых участвовали порядка 2000 спорт­сменов из 107 стран мира по необычной 21 дисциплине, большая часть из которых делилась на physical (физический) и digital (цифровой) спорт; и завершение 3 марта, когда, закрывая соревнования в «Казань Экспо», вице-премь­ер РФ Дмитрий Чернышенко обратился к залу: «Старт фиджитал-движению дан! “Игры будущего” стали общепризнанным в мире брендом, и это — наш огромный успех. Россия придумала новый турнир в новом виде спорта — технологическом, вдохновляющем и очень зрелищном. Благодаря “Играм будущего” Россия еще раз доказала свою лидирующую роль в глобальном спортивном сообществе».
Не ругайте себя, наши читатели, что знать не знали о фиджитал. Официальным видом спорта его у нас признали 31 января 2023 года. А уже в феврале того же года заработала Всероссийская федерация фиджитал-спорта (ВФФС), сумевшая за год открыть по стране более 60 филиалов. И они, как утверждает сайт ВФФС, объединили 4,5 тысячи активистов.
Пока что-то останавливает меня назвать их спортсменами в привычном смысле, хотя знаю: еще в 2021 году, когда только началось осмысление сочетания физической и цифровой активности, Дмитрий Чернышенко заметил, что увлеченные этим новыми видами соревновательности люди «традиционную олимпийскую триаду “тело, волю и разум” дополнят четвертым компонентом, который уже стал частью нашей жизни, — технологиями».
Чтобы лучше понять, что такое фиджитал, я обратилась к профессорам вузов, которые вместе со своими студентами погружались в перипетии «Игр будущего». Так, директор Института искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии Казанского (Приволжского) федерального университета профессор Дмитрий ЧИКРИН (на снимке) выступал экспертом на «Битве роботов». Ему и достались первые вопросы:
— Какой смысл вы увидели в «Играх будущего»?
— Смысл фиджитал-игр, с одной стороны, в том, чтобы вернуть молодежь в спорт, но и в формате микста компьютерных игр, информационных дисциплин и классического активного движения. А спорт — это всегда еще и социальная активность, общение, взаимовыручка и конкуренция. Ведь сейчас найти подростка, увлеченного футболом, хоккеем, баскетболом, — большая редкость. Если и болеют, то только глядя в телевизор. Но есть, правда, фанаты компьютерных спортивных игр.
— Где не надо напрягать мускулы?
— Почему? В фиджитал-боксе вы наносите удары и парируете их, не кнопки нажимая, а вживую, но своего партнера видите только сквозь очки виртуальной реальности.
— Это обретение бойцовских навыков по типу обучения танцам с помощью компьютерной приставки?
— Верно. Серия игр Just Dance на консоли PlayStation. Копируешь па танцора, стремясь попадать в такт, держать ритм. Только в России количество поклонников этой забавы исчисляется сотнями тысяч. Это как раз один из вариантов фиджитал-активности. Но и еще один смысл есть в «Играх будущего». Пока Россия выброшена из большей части международных соревнований, этот турнир — возможность показать, что мы способны организовывать значимые состязания по креативным дисциплины.
— Дмитрий Евгеньевич, а как вы сами угодили на «Игры будущего», ввязались в абсолютно новое дело?
— Я — декан профильного факультета КФУ. И мне 37 лет, то есть молод, и новое, естественно, меня манит. Но для сферы знания фиджитал — дело не новое, непривычно оно лишь для широких масс. Те же самые «Битвы роботов», с финала которых я вел видеорепортаж как эксперт, появились еще в конце 1990-х годов.
Сейчас они стали зрелищным, прекрасно организованным действом. На Играх «Битва боевых роботов» проходила в Казанском цирке. Я никогда не видел такой его заполненности: все места, ступени лестниц, все проходы были забиты зрителями. Семьями приходили, с двухлетними карапузами и бабушками-дедушками.
— Как Казань готовилась к этому событию?
— Постепенно. У нас построено много спортивных площадок, прошел не один десяток крупных турниров. Был и чемпионат по лазертагу (бегают, стреляют из виртуального оружия), были соревнования роботов малого веса — без каких-либо призов.
А тут все поставили на широкую ногу. Призовые — ошеломляющие. Организовали классно. Занимались этим от имени Правительства РФ Всероссийская федерация фиджитал-спорта, а от Казани — Министерство спорта и Министерство цифрового развития Республики Татарстан. Внимания уделили не меньше, чем Универсиаде. Только в «Битвах роботов» сражалась дюжина команд из разных стран.

— От вашего вуза кто участвовал?
— У нас вуз большой — 50 тысяч человек, и как болельщики, конечно, участвовали несколько тысяч наших. Но «Игры будущего» — соревнование международных команд, отбор был не любительского уровня.
Но на следующий год мы как вузовская команда заявимся на «Бои роботов», хотя понимаем, что придется преодолеть много сложностей. Я сам поначалу, признаюсь, с большим скептицизмом относился к «Играм будущего», а, придя, увидел схватку машин весом по 110 кг, где сконцентрированы знания многих профессионалов, прежде всего технологов, материаловедов, электронщиков…
Могу высоко оценить их работу потому, что мы сами в КФУ создаем роботов лет 15 уже — беспилотную наземную технику. Понимаю, что компактная машина со средствами поражения, способная нанести урон противнику, требует серьезной концентрации знаний.
— Я смотрела бои в Интернете. Это фантастика: неухватистые тяжеловесы как-то подцепляют друг друга, подбрасывают в воздух, шпыняют противника так, что он открытым огнем горит!
— Это не фантастика, а наука: робот-гладиатор на колесном ходу — не шагающий, не гусеничный, но верткий, маневренный! Чем выше вес, тем больше преимуществ в схватке. Создавать их будет в КФУ команда из студентов, аспирантов, сотрудников института. Это игра, в которой вырастут профессиональные инженеры и технологи.
У нас получится! Три миссии университета: образовательная, научная и воспитательная. Вот к воспитательной эти Игры напрямую относятся — научат определять и достигать цели, сформировать командный дух. Я уверен, что многие вузы, города уже загорелись идеей принять участие в следующих фиджитал-турнирах.
И государство их будет поддерживать: не зря на днях на портале госуслуг появилось объявление о приеме заявок команд, желающих участвовать в «Играх будущего» 2025 года.
А вот с Игорем АНИКИНЫМ, проректором по развитию и цифровой трансформации, профессором Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева-КАИ, известного людям старшего поколения как Казанский авиационный институт, мы говорили как раз в день завершения «Игр будущего».
— Что вас, Игорь Вячеславович, более всего впечатлило в фиджитал-турнирах?
— Понравилось, что успехи в физической и цифровой активности суммируются: спортсмены могут проявить себя как в живом спорте, так и в компьютерных баталиях. Для этого одному приходится физическую форму подтянуть, другому — цифровую.
Любопытны битвы дронов, очень зрелищны соревнования на скейтах и велосипедах ВМХ, на велотреках. Это просто завораживающе!
— Немного выходит из описанной концепции спортивное программирование…
— Да, начинается оно с турнира на скорость решения алгоритмических задач. Тоже два тура, в каждом — по 12 задач, с которыми надо справиться за 5 часов. Победитель — тот, кто успел одолеть больше за отведенное время.
Если у лидеров одинаковое количество решенных задач, то поздравляют того, кто успел разобраться с ними быстрее. Бьются там, конечно, профи. Запомнился Ромашов Федор, парнишка лет 19 из Москвы, он уже брал серебро на международных олимпиадах по программированию. Так ему в этот раз присвоили спортивное звание — мастер спорта по программированию. Интересная концепция.
— Дисциплины удачно сгруппированы?
— В целом да, но я бы добавил еще ряд перспективных дисциплин будущего. Меня всегда интересовало такое направление, как «информационная безопасность».
Для обучающихся по данному направлению мы устраиваем битвы «белых хакеров», сходящихся на ристалище хранителей и нападающих. Задача нападения — захватить условные флаги, тогда как задача защиты — уберечь их от захвата.
На первом этапе командами решаются разнотипные задачи по примеру спортивного программирования: по поиску информации из открытых источников, поиску и эксплуатации уязвимостей, исследованию программ, стеганографии и криптографии и др.
На втором этапе команды соревнуются в том, чтобы вскрыть инфраструктуру соперников, захватив необходимые флаги, и одновременно защитить собственную инфраструктуру.
Такие битвы хорошо мотивируют участников осваивать компетенции в области информационной безопасности, создавать и осваивать новые техники тестирования на проникновения и защиты информации. Почему бы эту дисциплину не ввести в список «Игр будущего»? Пойдет всем на пользу.
Ряд дисциплин предполагает удачное сочетание киберспорта и науку. Например, при производстве современных дронов легче победить, преуспев в материаловедении, получении новых композиционных материалов, позволяющих улучшить свойства летательного аппарата. Для этого приходится объединять в одну группу программистов, материаловедов, специалистов по мехатронике, двигателям… Такое сотрудничество продвинет не только игру, но и науку.
Кстати, если вернуться к футболу, баскетболу, хоккею, то разработанные при этом цифровые двойники для спортивных игр могут позволить проводить исследования спортсменов, а также тренировать их стратегические и тактические навыки.
— Получается, играй до старости?
— Игра — инструмент познания нового. Исследуя киберспорт­сменов, можно изучать области активности головного мозга, задействованные при решении разнотипных задач, — вот вам и данные для развития нейроинформатики.
Молодежь захватывает соревновательность. Ребятам всегда интересна соревновательная динамика — просто решать задачки им иногда скучно.
Фиджитал-спорт может увлечь, добавить драйв в их будни. Они могут увидеть, что человек может быть успешен в разных формах действия. Но они увидели и другое: успех ждет профессионалов, не просто любителей.
Наши студенты проходили на Играх производственную практику: целый месяц помогали решать повседневные задачи техподдержки, кабелирования, инсталляции локальных вычислительных сетей, настройки учетных записей, сбора данных. Их задача была в том, чтобы задействованное на соревнованиях оборудование и ПО работали.
Ну, и какое удовольствие полюбоваться на профессионалов со всего мира, познакомиться с новыми технологиями, задуматься о создании отечественных! В вузе же постоянно идут тренировки разных олимпиадных команд. Старшекурсники сами их устраивают для ребят с первых-вторых курсов, чтобы вовлекать в общее дело. Так что «Игры будущего» увеличат интерес студентов к знаниям и спорту.
— Ну, а профессора чем на Играх занимаются?
— Мы организовывали ту самую производственную практику-техподдержку турнира, коллеги читали научно-популярные лекции по современным технологиям, искусственному интеллекту, машинному зрению, в основном по тем сферам знания, которые могут понадобиться участникам таких креативных игр.
У нас в университете работает фиджитал-центр, где ребята готовятся к гонкам дронов, видимо, теперь появятся новые дисциплины. «Игры будущего» — прекрасный стимул жить бодрее. Они дали Казани ощутить себя современным интеллектуальным городом с творческим населением. Стало ясно, что город с тысячелетней историей богат инфраструктурой мирового уровня: IT-парки есть, стадионы, плавательные бассейны, скейт-площадки…
Да все не перечислишь, и этим можно пользоваться, важно только всем этим богатством разумно распорядиться.
Другой разговор, что мы зачастую пользуемся программным обеспечением зарубежного производства и есть опасения, что дальше нам будут мешать их задействовать. Значит, надо быть готовыми к таким сложностям — не только использовать дипломатию, чтобы устранить конфликты, но и создавать свои платформы.
Это придется обсуждать с разработчиками программного обеспечения, привлекать различные ресурсы и развивать требуемые компетенции, в том числе в рамках программ академического лидерства «Приоритет-2030», передовых инженерных школ. Есть предложения и к регионам. Известно, что чемпионы мирового уровня начинают путь к вершинам с дворовых площадок и детских спортивных секций.
Пришло время вспомнить об опыте дворцов пионеров, станций юного техника, спортивных и прочих школах советского времени, откуда свой путь начинали будущие победители чемпионатов и олимпиад.
Думаю, если эти структуры обратят внимание на фиджитал, сделают подготовку подростков по ней целенаправленной, системной, уже через несколько лет мы можем увидеть хорошие результаты. Главной среди них будет интеллектуально и физически развитая молодежь России. Цель не игры, цель — наше будущее.

Елизавета Понарина
Фото предоставил Дмитрий Чикрин

Нет комментариев