Ставка на молодежь. Стартовал третий год Десятилетия науки и технологий

На Международной выставке-форуме «Россия», что на ВДНХ, начало третьего года объявленного президентом страны Десятилетия науки и технологий, ознаменовалось открытием обновленной экспозиции Минобр­науки, которая так и называется — «Десятилетие науки и технологий».
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков и помощник главы государства Андрей Фурсенко прошли по ней вместе со школьниками и студентами шести московских вузов.
Приглашая молодежь познакомиться с ключевыми достижениями отечественной науки, министр подчеркнул, что она играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности и конкурентоспособности российской экономики. И дальше роль научного знания будет только возрастать.
Экспозиция площадью более 1,5 тысячи квадратных метров задумана и спроектирована так, чтобы показать, как ученые отвечают на важнейшие вызовы, стоящие перед страной.
В четырнадцати тематических залах представлены важнейшие результаты работы научных институтов и университетов в области материаловедения, медицины, сельского хозяйства, экологии, рассказывается о способах обеспечения связанности территорий и безопасности общества, а также о мерах поддержки исследований и технологий: от программ для молодых ученых до научной инфраструктуры и проектов класса мегасайенс.
Способы подачи информации использованы самые современные, все представлено так, чтобы «зацепить» внимание посетителей всех возрастов: от зрелых, понимающих, о чем речь, до самых маленьких (например, экспонаты от фестиваля NAUKA 0+ — микроскопы с образцами материалов или «Интерактивная песочница» для знакомства с уникальными жителями океана). Ведь именно с этого и зарождается любовь к науке.
Выставка была открыта еще в ноябре, но сейчас к экспонатам прибавились новые интересные объекты. Например, макет ускорительного комплекса NICA в зале, посвященном проектам класса мегасайенс. С помощью этой установки для изучения свойств плотной барионной материи, разработанной в ОИЯИ и ИЯИ РАН, ученые смогут воссоздать в лабораторных условиях состояние вещества, в котором пребывала наша Вселенная в первые мгновения после Большого взрыва, — кварк-глюонную плазму.
Остановившись у макета глубоководного нейтринного телескопа Baikal-GVD, министр рассказал ребятам об его предназначении — регистрировать и исследовать потоки нейтрино сверхвысоких энергий от астрофизических источников. Это необходимо для изучения процессов с огромным выделением энергии, которые происходили во Вселенной в далеком прошлом.
В зале, посвященном приоритету «Персонализированная медицина и высокотехнологичное здравоохранение», группу ждал живой сюрприз. Человек, облаченный в промышленный экзоскелет (разработка Юго-Западного университета), продемонстрировал свою способность без усилий поднять предмет весом, по его словам, около 50 кг. А вообще модуль с интеллектуальной системой управления, встроенный в экзоскелет, обеспечивает максимальную грузоподъемность до 80 кг на высоту до полутора метров со скоростью 0,25 м/сек. Управляет этим модулем сам человек в экзоскелете.
Рассказывая о главных достижениях, Валерий Фальков подчеркнул, что сегодня Россия входит в десятку мировых лидеров по масштабам научно-технического комплекса и накопленному интеллектуальному потенциалу.
Например, в стране реализуются пять проектов установок класса мегасайенс, которые не имеют аналогов в мире или превосходят по своим качественным характеристикам существующие установки. А в 2032 году, согласно планам, будут построены еще шесть новых объектов такого класса.
На пресс-подходе первым делом журналисты поинтересовались мнениями высоких гостей об итогах прошедших двух лет Десятилетия науки и технологий.
Отметив как достижение рост интереса к науке у молодежи, Андрей Фурсенко добавил: «Но не менее важно найти слабые места. Если мы правильно поставим диагноз, то сможем найти лечение». Таким слабым местом помощник президента страны назвал преподавание естественных наук в школе. И теперь этой проблеме уделяют особое внимание.
«Мы, может, немного увлеклись вопросами, связанными с информатикой, цифровыми технологиями, но для того, чтобы решать большинство задач, с которыми мы знакомились сегодня, требуется глубокое понимание материального мира, — сказал Андрей Фурсенко. — Поэтому в последние годы ведется прицельная работа по привлечению молодых в науку, в том числе и с помощью таких презентаций, как эта выставка».
Валерий Фальков напомнил о задачах Десятилетия науки и технологий. Кроме популяризации профессии ученого и науки в целом это технологический суверенитет: «Можно иметь очень большой задел в области фундаментальных наук, чем наша страна всегда славилась и славится, но не менее важно знания фундаментальные превращать в технологии, продукты, конкретный сервис, в то, что меняет жизнь». Министр отметил, что хороший пример успеха на пути к суверенитету — экспозиция проекта «Наша лаба» на выставке.
Этот проект — «попытка заново отстроить то, что в Советском Союзе было прекрасно организовано, — научное приборостроение. По ряду причин даже в том, что могли бы производить сами, мы оказались зависимыми от иностранных производителей. Сейчас это упущение с разной степенью успешности — будем честны! — восполняется».
Проект «Наша лаба» инициирован молодыми учеными, на выставке представлены две лаборатории, где все приборы — российские и белорусские. Каталог оборудования постоянно пополняется.
В одном из залов целая стена посвящена программе «Передовые инженерные школы». На вопрос об ожиданиях от этого проекта министр рассказал, что «главная задача — обновление инженерного образования». В XXI веке трансформируется само понятие инженерной деятельности. Появились новые области: инженерия живых систем, программная инженерия и другие.
Главное не упустить время и подготовить для рынка труда квалифицированных специалистов. Для этого за последние полтора года в ведущих российских университетах были открыты 50 передовых инженерных школ.
А предполагается ли участие в этом проекте институтов РАН?
— Им и сегодня не запрещено. В том смысле, что приветствуются консорциумы, — ответил Валерий Фальков. — Но вопрос хороший. Пока мы преимущественно открывали ПИШ в университетах. Однако каждый год в проект привносится что-то новое. Если будет большой интерес, то подумаем об этом вместе с РАН и нашими ведущими научными центрами.
Пока же хочу отметить, что очень показательно участие в проекте ПИШ двух наших флагманов — МГУ им. М.В.Ломоносова и СПбГУ, которые в силу своего масштаба обычно стоят особняком. Они подали хорошо проработанные заявки и выиграли конкурс. МГУ создает ПИШ в области фармакологии, СПбГУ — химии. Решение было принято весной прошлого года. Ждем результатов!

Наталия БУЛГАКОВА
Фото: minobrnauki.gov.ru

 

 

 

Нет комментариев