Про генетиков и браконьеров. Как ученые спасают белобрюхих панголинов

Лионель Эсонг Эбонг (на снимке) приехал в Томск из Камеруна. Ранее он получил образование в Университете Буэа. В магистратуру Томского политехнического университета Лионель поступил по результатам Международной олимпиады Open Doors Ассоциации «Глобальные университеты». Для учебы он выбрал направление «Экология и природопользование» в Инженерной школе природных ресурсов. Молодой ученый стал участником международного научного исследования, посвященного выявлению очагов торговли белобрюхим панголином (Phataginustricuspis) — млекопитающим, находящимся под угрозой вымирания.
Панголины проживают в лесах и саваннах Африки и Юго-Восточной Азии. Мясо африканских панголинов употребляют в пищу. Чешую часто используют в народной медицине. Именно из-за бесконтрольного отлова за последнее десятилетие популяция животных резко сократилась. В то же время значительно возросло число случаев незаконной охоты на них.
Часть незаконно добытых в африканских странах панголинов контрабандно доставляется в Азию. Как определить основные очаги браконьерства, если без генетических данных выявить истинное географическое происхождение животного практически невозможно?
Опираясь на подход «от источника к месту назначения» и данные, полученные в результате более ранних исследований, члены международного научного коллектива составили географически-геномную карту. Для этого они использовали 111 образцов, полученных от диких панголинов в известных ареалах их обитания в Африке, а также 643 образца чешуи, конфискованных в Азии в период с 2012-го по 2018 годы, географическое происхождение которых ранее не было установлено.
С помощью метода главных компонент (principal component analysis) и программы ADMIXTURE ими были выделены пять отдельных групп популяций, связанных с конкретными географическими регионами. Сопоставляя данные об образцах, чье происхождение было доподлинно установлено, ученые смогли выявить два крупных очага безжалостного отстрела животных.
За последнее десятилетие, сделали заключение эксперты, эпицентр охоты сдвинулся от Западной Африки к Центральной. Сегодня интенсивный нелегальный промысел ведется в Камеруне, а Нигерия стала одним из главных центров незаконного оборота, она выступает главным образом как транзитный центр незаконного трафика.
Как рассказал Лионель Эсонг Эбонг, который принимал участие в полевых исследованиях на территории Камеруна, за панголинами наблюдали в их естественных условиях обитания. Для этого устанавливались фотоловушки, опрашивались местные жители. Также был проведен анализ влияния панголинов на экосистему Африки, установлено, что они регулируют численность насекомых, являются животными-симбионтами.
Полученные результаты опубликованы в одном из самых авторитетных научных журналов — Science (Q1, IF: 56.9).

Пресс-служба ТПУ