Astronomical Journal: обнаружен самый яркий пульсар за пределами нашей галактики

03.05.2022

Ученые обнаружили самый яркий пульсар, когда-либо наблюдавшийся за пределами Млечного Пути. Этот светящийся объект ранее ошибочно был принят за далекую галактику.

Пульсары — это невероятно плотные нейтронные звезды, которые испускают пучки электромагнитного излучения со своих полюсов. Из-за того, что эти объекты быстро вращаются, их высокоэнергетическое излучение выглядит как короткие периодические импульсы, если наблюдать их из другого места в космосе, что-то вроде космического маяка, периодически вспыхивающего вдалеке.

С момента их открытия в 1960-х годах ирландским астрофизиком Джоселин Белл было обнаружено более 2000 пульсаров, но подавляющее большинство этих блестящих вращающихся объектов находится внутри нашей галактики.

Однако недавно обнаруженный пульсар, названный PSR J0523−7125, представляет собой гораздо более редкое явление — внегалактический пульсар, расположенный далеко за пределами Млечного Пути, в данном случае в Большом Магеллановом Облаке.

PSR J0523−7125 был обнаружен учеными с помощью массива радиотелескопов Australian Square Kilometer Array Pathfinder (ASKAP) в Австралии, и эта находка стала возможной благодаря обследованию неба на наличие поляризованных излучений пульсаров — метод, который исследователи сравнивают с астрономическим эквивалентом ношения поляризованных темные очков.

«Это был удивительный сюрприз, — объясняет астрофизик Юаньмин Ван из австралийского CSIRO, кандидат наук Сиднейского университета и первый автор нового исследования PSR J0523−7125. — Я не ожидал найти новый пульсар, не говоря уже о таком ярком. Но с новыми телескопами это стало возможно».

По словам исследователей, PSR J0523-7125 примерно в 10 раз ярче, чем любые другие ранее наблюдавшиеся внегалактические пульсары. Так почему же его не увидели раньше?

Ответ связан с тем, как обнаруживаются пульсары. Традиционно астрономы ищут периодические импульсы — эффект мерцания, похожий на маяк, когда пульсар испускает излучение короткими  вспышками. Но астрономы вынуждены были обратиться к другим способам обнаружения более неуловимых пульсаров, которые демонстрируют менее предсказуемую периодичность или другие неоднозначные характеристики в излучаемом ими свете.

«Аномальные пульсары, такие как двойные системы с коротким орбитальным периодом или сильно рассеянные объекты, труднее обнаружить», — пишут исследователи в  статье .

В таких случаях одним из возможных обходных путей является поиск признаков света с круговой поляризацией, излучаемого объектами. На сегодняшний день было проведено всего несколько крупномасштабных съемок, которые могут уловить излучение с круговой поляризацией, причем одна из них выполнена с помощью массива ASKAP.

По словам исследователей, PSR J0523-7125 превышает предыдущие теоретические пределы светимости, показывая, что их яркость находится на одном уровне с объектами, наблюдаемыми в Млечном Пути.

О результатах работы сообщается в The Astronomical Journal .