Анализ древнеегипетских картин показал: художники искажали действительность

30.12.2022

На протяжении веков художники черпали вдохновение в природе. Ученые часто используют такие изображения растений и животных , чтобы получить представление об экосистемах, какими они были в прошлом.

Это, конечно, при условии, что намерение художника состоит в том, чтобы точно запечатлеть пейзаж. Новый анализ серии египетских картин 14 века до н.э. ставит под сомнение, могли ли некоторые художники время от времени позволять себе небольшую художественную вольность.

Исследователи из Музея естественной истории Оксфордского университета и Кембриджского университета в Великобритании утверждают, что сизые голуби, изображенные на произведениях искусства, не были родными для папирусных болот, изображенных на картинах. Эта и другие странности на картинах подчеркивают необходимость критического отношения к историческим произведениям искусства как к записям биологии.

Рассматриваемое искусство является частью серии, обнаруженной на стоянке Амарна на восточном берегу Нила, в современной Минье . Раскопки, проведенные в 1924 году, обнаружили дворец с несколькими богато украшенными комнатами, в том числе многочисленными гипсовыми панелями, на которых в мельчайших деталях изображены природные сцены.

«С тех пор они стали считаться шедеврами древнеегипетского искусства, — пишут исследователи в своей опубликованной статье . — На этих картинах представлены одни из наиболее искусно выполненных и натуралистичных изображений птиц, известных из династического Египта».

Здесь команда посмотрела на произведения искусства в так называемой Зеленой комнате, месте, которое, скорее всего, используется для отдыха и расслабления, если не для случайного общения и прослушивания музыки.

Некоторые птицы, в том числе голуби и зимородки, уже были идентифицированы, но исследователи смогли расширить каталог известных животных, используя высококачественные копии произведений искусства и современные орнитологические записи. Среди новых птиц, идентифицированных в этом анализе, были сорокопуты и трясогузки.

В исследовании также отмечается, что мигрирующие птицы были отмечены треугольником, что, возможно, является подсказкой для древних орнитологов и предполагает, что произведение искусства изображает определенное время года. Исследователи надеются, что их выводы спровоцируют дальнейшие дискуссии об искусстве.

«Искусству Зеленой комнаты уделялось не так много внимания, как можно было бы ожидать», — говорит археолог Кристофер Стимпсон из Музея естественной истории Оксфордского университета. «Возможно, это произошло из-за того, что оригинальные гипсовые панели плохо сохранились».

Исследователи утверждают, что двусмысленность художественной лицензии может привести к осторожности в интерпретации. Возможно, птиц привлекла сюда деятельность человека, как это происходит сегодня в городских районах. Тем не менее, на сцене нет реальных людей, поэтому, возможно, сизые голуби были представлены, чтобы картина выглядела более дикой и неукрощенной.

«Хотя произведение «Зеленая комната» является образцом натуралистического исполнения, его не следует рассматривать как отдельный орнитологический трактат», — отмечают авторы .

Другое исследование показало, что произведения искусства по всему зданию в целом представляют собой попытку вместе с архитектурой построек смешать внутреннюю и внешнюю среду и установить связь с природой.

Духовные элементы картин также нельзя исключать, учитывая, насколько тесно птицы были связаны с культурой и религией Древнего Египта. Однако больше всего кажется, что произведение искусства было создано для того, чтобы поощрять мир и отдых.

«В Зеленой комнате атмосфера, вероятно, была усилена видениями природы», — говорит Стимпсон . «Успокаивающие эффекты мира природы были так же важны тогда, как и сегодня».

Исследование было опубликовано в журнале Antiquity.