Больше атташе! Глобальные вызовы повышают спрос на ученых-дипломатов

День дипломатического работника Российский совет по международным делам (РСМД) отметил, в частности, публикацией на своем сайте аналитического доклада «Дипломатические инструменты содействия научному сотрудничеству в России». В канун профессионального праздника он был представлен в рамках круглого стола на площадке пресс-центра «МИА Россия сегодня».

Заместитель директора Департамента внешнеполитического планирования МИД РФ Айдар Аганин пояснил, что научная дипломатия (НД) затрагивает сферу национальных интересов и в той или иной степени встраивается в дипломатическую работу по их защите и продвижению российских подходов к решению проблем современности. Директор департамента напомнил, что, согласно действующей Концепции международного научно-технического сотрудничества (МНТС), термин «научная дипломатия» определяется как особая форма этого сотрудничества. Она относится к публичной дипломатии и представляет собой систему взаимодействия ученых, научных коллективов, организаций, ведущих исследования и разработки, а также связанную с этой сферой деятельность органов власти по развитию международных отношений. Сегодня применение инструментов и механизмов НД особенно актуально в таких сферах, как осуществление целей устойчивого развития, борьба с эпидемиями и пандемиями, технический прогресс, освоение космоса, Арктики и Антарктики, а также защита исторической правды, противодействие фальсификациям прошлого и продвижение русского языка на мировой арене. Все это, по словам Айдара Аганина, будет учтено в концепции внешней политики Российской Федерации (в ближайшее время она будет обновлена), а МИД и впредь намерен содействовать международным научным исследованиям при активном участии научно-академических кругов.

«Мы продолжаем линию на сотрудничество с учеными при формировании подходов к целому ряду глобальных проблем, понимание которых требует научного осмысления. В нашей стране международные отношения, которые зиждутся на научной мысли», — традиционно важный элемент диалога с внешним миром, — подчеркнул Айдар Аганин.

Он особо отметил, что сегодня как никогда велика роль РАН и системы учреждений Минобрнауки, и пожелал им продвижения в деле формирования научно обоснованных взглядов на глобальные вызовы и ведение НД.

Главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (РАНХиГС), профессор Гульнара Краснова сообщила, что многие рекомендации и предложения по развитию научной дипломатии из предыдущего доклада РСМД, опубликованного в конце 2020 года, были реализованы. Например, в Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД РФ создан центр НД, в РАНХиГС разработана и запущена программа повышения квалификации по научной дипломатии для сотрудников российских университетов, создан профильный онлайн-курс, РСМД издал научно-методическое пособие для будущих научных дипломатов. Поддержку Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества независимых государств (СНГ) получил Проект программы научной дипломатии для СНГ, предложенный в докладе 2020 года. На 2022-й запланированы проведение зимней и летней школ для тех, кто готовятся стать дипломатами-учеными, и другие мероприятия.

Если в прошлом докладе основное внимание было уделено трендам и инструментам развития НД, то в новом авторы сфокусировались на практике использования классических инструментов дипломатии для поддержки научного сообщества в России и мире. Речь идет о заключении односторонних и многосторонних соглашений в области науки, создании межправительственных рабочих комиссий по их реализации, развитию института атташе и другом.

Говоря о выводах и рекомендациях, содержащихся в этом докладе, Гульнара Краснова обратила внимание на необходимость развития российской договорной базы МНТС, которая формировалась еще в 90-е годы. Имеется в виду инвентаризация законодательных документов, конкретизация имеющихся соглашений и проработка проектов новых — со странами, с которыми они еще не заключены.

«На наш взгляд, систематизация договоров такого рода и сведение их в единую базу будут способствовать упорядочиванию правовых основ российской научной дипломатии и позволят более эффективно отслеживать динамику МНТС, сделают сотрудничество более прозрачным для всех заинтересованных лиц, включая участников международных проектов», — сказала профессор.

Хорошим примером конкретизации таких соглашений она назвала российско-германские договоры и дорожные карты. Поиск новых партнеров по МНТС, по словам Гульнары Красновой, актуален в государствах, традиционно отличающихся нейтралитетом и позиционирующих себя в качестве посредников и медиаторов.

Один из выводов, содержащихся в докладе, — недостаточная информированность профессионального сообщества и общественности в целом о деятельности атташе по науке, от которых во многом зависит развитие каналов связи с научными и студенческими диаспорами.

«В лучшем случае это отдельные сообщения в прессе или на сайтах посольств. Хотелось бы видеть эту деятельность более открытой», — констатировала Гульнара Краснова.

Есть рекомендации и в части консульско-визового сопровождения МНТС. Авторы доклада предлагают с учетом специфики рассмотреть формирование специального типа виз, «не объединяя под одним гуманитарным зонтиком исследователей, спортсменов, паломников и меценатов». Возможна также разработка паспорта (удостоверения) ученого по аналогии с паспортом футбольного болельщика. Эти меры, как заметила профессор, упростили бы процедуру оформление въезда в Россию иностранных специалистов и способствовали бы точному учету и мониторингу динамки МНТС.

Генеральный директор РСМД Андрей Кортунов назвал доклад, в котором в том числе сравнивается уровень научной дипломатии в Российской Федерации и других странах, реалистичным. Заместитель руководителя Россотрудничества (Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству) Павел Шевцов отметил, что аналитика такого уровня экономит ресурсы его ведомства, необходимые для ориентирования в мировом научном пространстве. Россотрудничество разрабатывает рекомендации для вузов и академических институтов по наиболее эффективным направлениям налаживания зарубежных контактов, учитывая региональные потребности в подготовке бакалавров и магистров, в участии иностранных исследователей в тех или иных актуальных разработках.

Директор Департамента международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования Владислав Старженецкий заострил внимание, в частности, на вузовской подготовке будущих ученых-дипломатов:

«Хотелось бы получить анализ имеющихся образовательных продуктов. Нужна обратная связь с точки зрения контента: что необходимо обязательно знать современным атташе по науке, какой минимальный объем знаний они должны получить, что нового должно быть включено в образовательные программы».

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев