Живое воспоминание царственных забот. Как создавался Государственный Русский музей

Ровно 129 лет назад указом, изданным под номером 11532, было положено начало крупнейшему собранию русского изобразительного искусства, ныне сосредоточенному в комплексе Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Как же возник и реализовывался этот грандиозный проект 

13 апреля 1895 года – по новому календарю 24 апреля – император Николай II передал сенату именной высочайший указ «Об учреждении особого установления под названием «Русский музей Императора Александра III» и о постановлении для сей цели приобретенной в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садами».

Идею создания в Санкт-Петербурге большого музея, в котором были бы собраны выдающиеся произведения русской живописи и скульптуры, вынашивал еще покойный отец правившего императора, Александр III – «в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства». Однако Александр III не успел воплотить свой замысел; отдавая дань памяти августейшему отцу, Николай II решил осуществить этот проект и назвал музей в честь почившего императора.

Роль заведующего музеем была возложена на члена императорской семьи, дядю Николая II – великого князя Георгия Михайловича, остававшегося в этой должности вплоть до Революции. Стоит отметить, что в «Положениях о Русском музее императора», изданном в 1897 году, особенно подчеркивается, что управляющим мог быть только член императорского дома, что, безусловно, говорит о приоритетности этого учреждения. Будучи «августейшим управляющим» – так официально называлась должность Георгия Михайловича – он принимал непосредственное участие в формировании музейной коллекции, а также в научной работе музея, став специалистом в нумизматике.

Согласно указу, в музейной коллекции предполагалось создать художественный отдел, куда бы входили шедевры лучших живописцев и ваятелей, которые в перспективе должны были образовать этнографические и исторические коллекции. Известно, что Александр III, вынашивая план создания музейного собрания, при жизни успел приобрести для этой цели ряд произведений. Вместе с тем, часть будущей экспозиции музея должна была быть посвящена жизни и деятельности покойного императора.

Сообразно этому плану, музей объединял три отдела: первый – посвященный памяти Александра III; художественный отдел и, наконец, этнографический и художественно-промышленный. По общим положениям, прописанным через пару лет после издания указа, каждый отдел имел самостоятельное значение и мог делиться на подотделы – за иcключением первого отдела, который должен был «оставаться навсегда одним и цельным памятником императора Александра III». Хранителями отдела могли стать ученые, титулованные академическими званиями или университетскими степенями, а также преподаватели высших учебных заведений. Кандидатов отбирала Академия Художеств, и, с одобрения августейшего управляющего, они могли поступить на почетную службу. Примечательно, что в «Положениях» также уточняется: «Хранители, как и все остальные служащие в Музее, должны быть русскими».

Основой музейного собрания служили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств. Для дальнейшего пополнения коллекции специально выделялись средства из казны; особым «поставщиком» оставалась Академия Художеств, на которую возлагалась обязанность отбирать работы, «достойные помещения в музей». Выбор Академии непременно должен был одобрить управляющий музеем, великий князь Георгий Михайлович. Избранные произведения сперва отправлялись в Музей императорской Академии художеств (в нынешнем названии уже отсутствует слово «императорский»), и только по истечении пятилетнего срока окончательно отправлялись в коллекцию Русского музея. Не менее строгий отбор проходили подаренные произведения.

Проект изначально задумывался с широким размахом: «для помещения названного Музея в полном его составе потребуется здание значительных размеров», – говорится в памятном указе. Недаром под здание музея выделили великолепный Михайловский дворец вместе всеми пристройками – все это перешло в собственность короны незадолго до издания указа.

Исторический документ, празднующий сегодня свой день рождения, завершается словами: «Да послужит учреждаемое хранилище живым воспоминанием царственных забот и подвигов того, кто так горячо любил Родину и посвятил свою жизнь на служение ей».

Наира Кочинян

Источники изображений: Фото 1, Фото 2, Фото 3

Нет комментариев