«Дикое поле: в вечном движении». В Историческом музее открылась уникальная выставка

В Государственном историческом музее 8 апреля открылась выставка «Дикое поле: в вечном движении», посвященная России и кочевому миру Великой степи. На протяжении длительного времени наша страна взаимодействовала с различными кочевыми народами, что не могло не отразиться на том, кто мы теперь.

Вероятно, эта выставка станет самым крупным событием текущего года в Историческом музее. Идея, лежащая в основе ее концепции, ни много ни мало – раскрытие евразийской идентичности, носителем которой является современный россиянин. Помимо прослеживания наших исторических корней, организаторы ставили перед собой задачу провести параллели между прошлым кочевых народов и нашим настоящим, показав, «чем в современную цифровую эпоху для нас может быть важен и актуален образ кочевника; эта энергия динамики, движения, мобильности кочевых народов сегодня с какой-то особой силой отзывается в нашем ритме жизни», – говорит искусствовед Залина Тетермазова – одна из авторов концепции.

 Выставка состоит из двух частей: образов и нарратива; эта двойственность отражена в названии, также разделенном на две части. «Дикое поле» – это обозначение, которое появилось на польских картах XVI века и которое закрепилось за территориях, охватывавших Днепровскую и Донскую вертикали. Авторы концепции выбрали это название как метафору, включив в понятие «Дикого поля» широкие просторы Евразийских степей, объединяющих Европу и Азию. Вторая часть названия – «в вечном движении» – показывает то, что, собственно, происходило на этих огромных территориях. Авторы ставили перед собой задачу раскрыть многогранность культуры кочевых народов, позволив посетителям погрузиться в историю так называемого Евразийского пояса от древнейших времен до современности, обнаружить ее тесную взаимосвязь с историей Российского государства и отпечаток этой культуры в нас самих.

Археологические и этнографические памятники, предметы из самых различных отделов музейной коллекции: ткани, дерево, керамика, ювелирные изделия – словом, то, что составляет «образную» часть экспозиции, дополняется «нарративной» частью;  здесь мы видим подлинные исторические документы, карты, цитаты, старинные издания, а также произведения изобразительного искусства. Скульптуры, живопись, графика, миниатюры – эти элементы составляют важную часть концептуального плана, благодаря которой зрителю представляются различные прочтения темы кочевой жизни в разные исторические периоды, у разных авторов. Все это создает пространство для размышления и воображения, позволяя зрителям находить и замечать параллели, связи и отсылки между предметами – как те, что были замыслены авторами выставки, так и те, которых они вовсе не предполагали.

Задумка авторов нашла блестящее воплощение, в котором оригинальные дизайнерские и архитектурные решения сочетаются с новейшими технологиями.

Находясь в пространстве экспозиции, с самого первого зала зритель погружается в особую атмосферу, имитирующую движение в степи. Этот эффект достигается сразу несколькими средствами: дизайнеры при облицовке залов отдали предпочтение плавным линиям, скрывающим острые углы и создающим иллюзию хаотического перемещения; сообразно смене светового оформления и звукового ряда при переходе из одного помещения в следующее, изменяется настроение и концептуальное наполнение залов, каждый из которых носит свое название.

Так, входя в первый зал экспозиции, узкий коридор с приглушенным светом, стены которого покрыты следами по мотивам фотографий Захария Виноградова, посетитель оказывается в ночной степи; во втором зале возникает мотив вооруженных всадников, сопровождающийся звуками летящих стрел.

В «Зале мира», концепция которого отражает мирную жизнь степи, можно увидеть «миражи», заимствованные из произведений Кузнецова, в конце зала расположен главный артефакт – юрта, приобретенная музеем в 1959 году.

«Юрту, по обычаю кочевых племен, собирают четыре женщины; для этого им требуется около двух часов. При подготовке к нашей выставке ее собирали полтора дня, и, честно скажу, этим  занималась бригада, состоявшая исключительно из мужчин» – шутит куратор выставки, заведующая отделом археологических памятников Наталья Ивановна Шишлина.

В отдельном зале, получившем название «Цифровой кочевник», посетители могут примерить на себя роль настоящего обитателя степей при помощи гарнитуры виртуальной реальности, детально воссоздающей убранство юрты, и нейросети, генерирующей изображения, которые представляют каждого посетителя в образе кочевника.

 

Наира КОЧИНЯН

Нет комментариев