Исследователи разработали новый метод обнаружения сверхтекучих жидкостей

Исследователи из Рочестерского технологического института участвуют в новом исследовании, которое может помочь раскрыть потенциал сверхтекучих жидкостей — специальных веществ, не имеющих трения, способных к непрерывному движению после их начала. Группа ученых во главе с Мишкатом Бхаттачарьей, доцентом Школы физики и астрономии RIT и Future Photon Initiative, предложила новый метод обнаружения сверхтекучих жидкостей. Статья опубликована в Physical Review Letters.

Однако одна из основных проблем при изучении сверхтекучих жидкостей заключается в том, что все доступные методы измерения тонкого сверхтекучего вращения останавливают движение. Бхаттачарья и его команда объединились с учеными из Японии, Тайваня и Индии, чтобы предложить новый метод обнаружения, который является минимально разрушительным.

Ученые применили способы, используемые для обнаружения гравитационных волн, которые теоретически предсказал Альберт Эйнштейн, и только потом они были обнаружены в реальности. Лазерный луч пропустили через вращающуюся сверхтекучее вещество. Свет, который проходил через нее, фиксировал модуляцию на частоте вращения, и это дало возможность ученым определить скорость вращения сверхтекучей жидкости.

«Предлагаемый нами метод является первым, обеспечивающим минимально разрушительные измерения, и он в тысячу раз более чувствителен, чем любой другой доступный метод, — сказал Бхаттачарья. — Это очень захватывающая разработка, так как комбинация оптики с атомным сверхпотоком обещает совершенно новые возможности для зондирования и обработки информации».

Бхаттачарья и его коллеги также показали, что луч света может активно управлять сверхтоками. В частности, они показали, что свет может создавать квантовую запутанность между двумя токами, протекающими в одном и том же газе. Такая запутанность может быть полезна для хранения и обработки квантовой информации.

Фото: glas