Учёные датировали время появления разлома в Турции, где случилось землетрясение

Международной группе ученых удалось точно определить возраст и процесс формирования Восточно-Анатолийского разлома, который проходит с востока на юг и центр Турции.

Зона разлома была местом двух разрушительных землетрясений, которые произошли в Турции и Сирии в феврале этого года. Хотя выводы исследователей не помогут предсказать время или силу землетрясений, они позволят геологам больше узнать о том, как долго этот район подвергался сейсмическим воздействиям и  как крупные землетрясения меняли ландшафт с течением времени. Исследователи надеются,  что это поможет  в принятии решений по инфраструктуре и строительству домов в будущем.

Разломы, видимые на поверхности Земли, — это трещины, вызванные движениями массивных тектонических плит планеты. Эти движения вызывают накопление «стресса», а его «снятие» вызывает землетрясения.

«В мире много тектонических плит, — объяснила Донна Уитни, ведущий автор статьи. — Они меняли форму, размер и положение с течением времени, но нам очень редко удается увидеть одну форму. Анатолийская плита образовалась сравнительно недавно в геологическом смысле —  наши данные показали, что примерно пять миллионов лет назад».

Изучать Анатолийскую плиту Уитни и ее команда начали еще в 2011 году, найдя доказательства того, что в течение десятков миллионов лет середина плиты подвергалась деформации. Это процесс, который обычно происходит только на краях тектонических плит. А примерно 5 млн лет назад произошли кардинальные изменения, и с тех пор  почти все тектонические движения были сосредоточены вдоль двух основных разломов, вызывающих землетрясения: Северо-Анатолийского и Восточно-Анатолийского.

«Знание сейсмической истории этого района действительно важно для прогнозирования бедствий от природных явлений. И хотя мы не можем предсказать, что в определенное время на этом разломе произойдет землетрясение магнитудой «Х», но представление об активности разлома в прошлом получить мы можем. А также о том, насколько масштабными были события и насколько сильно разлом  повлиял на ландшафт», — отмечает Уитни.

Статья опубликована в  журнале Geology.