Самый большой вулкан Солнечной системы когда-то был островом в огромном море — исследование

Самая высокая гора в Солнечной системе имеет любопытное прошлое. Расположенная на Марсе, Олимп Монс когда-то была вулканическим островом. Его окружал океан глубиной до 6 км. Такой вывод сделали ученые после изучение геологические свидетельств, обнаруженных в высоких скалах, окружающих потухший вулкан.

Олимп монс (mons — внеземная гора) — самая высокая из всех известных в Солнечной системе. Возвышается она на высоту 25 км над поверхностью Марса. Основание образования — более 600 км. Вершину венчает вулканическая кальдера, извергающаяся в последний раз 25 млн лет назад. Гора расположена рядом с выступом Тарсис – огромным вулканическим плато, на котором расположены в ряд еще три щитовых вулкана: Арсия, Павонис и Аскрей.

В исследовании, опубликованном в журнале Earth and Planetary Science Letters, команда ученых французского Университета Париж-Сакле показала, что Олимп сравнима с земными вулканическими островами — Азорскими, Гавайскими, Канарскими. Вывод исследователи сделали на основании наличия гигантских уступов, поднимающихся вокруг горы на высоту примерно 6 км. Специалисты отмечают, что откосы выглядят так, будто лава, стекая по склонам вулкана, столкнулась с глубокими водами океана вокруг него. Скорее всего так и было примерно 3,7 — 3,4 млрд лет назад.
Нечто похожее обнаружено на северном склоне другого марсианского вулкана — Альба Монс, расположенного в 1800 км от Олимпа Монс.

Ученые считают, что гигантские вулканы Марса могли образоваться над горячими точками в расплавленной мантии, где конвекция вызывает подъем более теплой магмы в виде гигантского шлейфа. Скорее всего, все вулканы в регионе образовались из одного и того же шлейфа.

«Наиболее вероятной гипотезой является то, что [под Олимп и Альба] были отдельные региональные шлейфы, разделенные на поверхности сотнями километров», — отмечают исследователи.

Эти шлейфы вызвали выпуклость поверхности наружу на большой площади. Специалисты называют это гигантское вулканическое плато «выпуклость Тарсис». Здесь расположены вулканы Олимп, Аскрей, Павонис и  Арсия. Поднятие мантии, которое питало эти вулканы, оказало еще большее влияние на океан, деформировав кору планеты. В результате местоположение океана изменилось, считают ученые.

Предыдущие исследования обнаружили доказательства наличия двух различных береговых линий в низменном регионе Марса Vastitas Borealis. Береговые линии там отличаются по высоте на несколько километров. Более ранние выводы были такими: на Марсе существовали два разных океана с разницей в несколько миллионов лет.

Однако в новом исследовании ученые показали, что многие века на Красной планете существовал только один океан.

«Самые молодые береговые линии, о которых сообщалось в предыдущих исследованиях, могли отражать более поздние стадии формирования главного единого океана, сдвинутого на запад крупным поднятием поверхности в районе Тарсиса», — сообщили исследователи.

Полученные данные предоставляют планетологам дополнительные подробности об истории воды на Марсе. Когда береговая линия океана сдвинулась, океан уже начал отступать и высыхать. А значит, если когда-то Марс был обитаем, произошедшие изменения привели к невозможности обитания на планете.

Источник: sciencealert.com