Ученые РАН изучили день, когда Земля «вздрогнула»

23.06.2022

12 января 2006 года географический Северный полюс нашей планеты резко изменил направление своего смещения. Аналогичное событие произошло за 32 года до этого. Ученые Крымской астрофизической обсерватории РАН и Института прикладной астрономии РАН соотнесли эти явления с так называемыми джерками – рывками в изменении параметров магнитного поля Земли.

Всем известно, что Северный магнитный полюс Земли в последние десятилетия движется в сторону Сибири с возрастающей скоростью, смещаясь на 55 км в год. Однако свое положение меняет и географический Северный полюс, хотя и не так быстро.

Это смещение обычно описывается достаточно плавной траекторией, однако высокоточные измерения среднесуточного положения Северного полюса выявили два случая, когда в этом плавном кружении наблюдались особенности, названные точками возврата. В этих точках географический Северный полюс вдруг сходил со своей плавной «орбиты», скорость его смещения в какой-то момент становилась равной нулю, после чего он начинал движение в обратном направлении, возвращаясь на свою обычную траекторию. В одном случае удалось определить дату произошедшей остановки – 12 января 2006 года. Аналогичное явление было зафиксировано и за 32 года до этого.

Причины появления этих особенностей в движении географического Северного полюса науке пока неизвестны. Российские ученые предположили, что эти явления должны быть связаны с изменениями геомагнитного поля, которое на 90% определяется вращением Земли, представляющей собой гигантскую динамо-машину.

«Магнитное поле Земли постепенно меняется в масштабах времени от нескольких лет до тысячелетий. Такие изменения называются вековыми вариациями. О них можно судить, например, по начатым в Лондоне еще в 30-х годах XVI века наблюдениям магнитного склонения, то есть угла между направлениями на магнитный и географический полюса. Эти наблюдения являются одним из самых длинных рядов исследований вековых вариаций», – сказал заместитель директора по научной работе Крымской астрофизической обсерватории РАН Александр Вольвач.

Источник: сайт РАН