Полярный дрейф. Выкачивание грунтовых вод для нужд человечества сместило ось вращения Земли

За период с 1993-го по 2010 годы земная ось отклонилась на 80 см, и это связано с количеством воды, выкачанной из недр планеты, сообщают геофизики из Сеульского национального университета в Южной Корее. Их исследование опубликовано в журнале Geophysical Research Letters. Ранее на основании климатических моделей было подсчитано, что за это время из природных резервуаров, находящихся в коре Земли, человечество извлекло 2150 гигатонн воды. Если этот объем попал в Мировой океан, то его уровень должен был подняться на шесть миллиметров, но проверить эти подсчеты было трудно. В новом исследовании показано, что перемещение такого большого количества воды оказывает влияние на ось вращения Земли.

Южнокорейские ученые пришли к этому заключению, моделируя изменения в положении полюса вращения Земли, точки, в которой воображаемая ось планеты вышла бы на поверхность, если бы она была физическим объектом. Позиция полюса вращения — это не то же самое, что географические Северный и Южный полюса, она меняется со временем, так что ось вращения может условно «пронизывать» кору планеты в разных точках в разное время. С 2016 года ученые знали, что на полюс вращения, или полярный дрейф, влияют климатические процессы, такие как таяние айсбергов и перераспределение масс прежде скованной льдом воды. Но пока в модели не были включены различные сценарии перераспределения грунтовых вод, удовлетворительного соответствия подсчетов наблюдаемому полярному дрейфу не получалось. Без выкачиваемых из недр планеты вод смещение оси за 17 лет составляло 78,5 см, то есть 4,6 см в год.

«Полюс вращения Земли на самом деле сильно изменился, — приводит слова руководителя исследования Ки-Вон Со Space.com. — Наше исследование показывает, что среди причин, связанных с климатом, перераспределение грунтовых вод оказывает наибольшее влияние на отклонение оси вращения».

Поскольку отклонение земной оси может сказаться на сезонной погоде на поверхности планеты, ученые в настоящее время задались вопросом, может ли смещение полюса вращения оказаться значимым для климатических изменений в долгосрочной перспективе. Степень влияния на полярный дрейф опустошения резервуаров грунтовой воды зависит от того, где они локализованы на планете. Исследование Ки-Вон Со и его коллег показало, что наибольшее влияние на смещение оси планеты оказывает выкачивание грунтовых вод в средних широтах. В течение анализируемого в исследовании периода наибольшее количество воды было перераспределено в западной части Северной Америки и Северо-Западной Индии.