В ритме предков. Гены «жаворонков» могли быть унаследованы от архаичных людей.

Об этом сообщает The New York Times.
Результаты исследования, которое опубликовано в журнале Genome Biology and Evolution, предполагают, что некоторые люди легко просыпаются ранним утром благодаря вариантам генов, унаследованным от неандертальцев и денисовцев десятки тысяч лет назад.
Линии современных и архаичных людей разошлись около 700 000 лет назад, вероятнее всего, это произошло в Африке. Предки людей современного анатомического облика тогда в основном остались в Африке, а линия неандертальцев мигрировала в сторону Евразии, где около 400 000 лет назад эта популяция разделилась на две.
Часть, ушедшая на запад, положила начало неандертальцам, их собратья, двинувшиеся на восток, эволюционировали в денисовцев. Спустя сотни тысяч лет (судя по ископаемым останкам, около 40 000 лет назад) обе группы прекратили свое существование. Но к тому времени современные люди уже вышли из Африки, и некоторые из них до вымирания архаичных видов успели с ними скреститься.
Последствия тех событий дошли до наших дней: варианты генов неандертальцев и денисовцев присутствуют в нашей популяции и оказывают влияние на те или иные аспекты здо­ровья. Авторы нового исследования Джон Капра (John Capra) из Калифорнийского университета Сан-Франциско (University of California, San Francisco) с коллегами выбрали для нового сравнительного анализа современных и архаичных геномов 246 генов, которые контролируют внутренние часы организма.
Сопоставив варианты этих генов у вымерших людей с их аналогами у людей современных, они обнаружили общие для всех генетические варианты, связанные с циркадными ритмами. И, как выяснилось, современные люди — носители таких вариантов без принуждения просыпаются и начинают свою активность ранним утром, иными словами, они относятся к хронотипу, который у нас принято называть «жаворонками». Ученые предполагают, что нашим вымершим родственникам эти гены обеспечивали более пластичный циркадный ритм, позволяющий легче приспосабливаться к сезонным изменениям продолжительности светового дня в северных широтах.
В Евразии неандертальцы и денисовцы столкнулись с более длинным дневным временем суток летом и более коротким зимой, тогда как у их предков в Африке вблизи экватора день и ночь круглый год были одинаковой продолжительности. За сотни тысяч лет циркадный ритм архаичных людей адаптировался к новым условиям.
Такая же необходимость приспособиться к северным широтам встала перед людьми современного анатомического облика, покинувшими Африку.
В результате скрещивания с неандертальцами и денисовцами некоторые из их потомков унаследовали варианты генов циркадного ритма, более подходящие для новой среды обитания.