Пара пап. Мышей с двумя биологическими отцами удалось вывести японским ученым

Группа эмбриологов из Университета Осаки получила из клеток самцов мышей яйцеклетки, которые, будучи оплодотворенными и пересаженными самкам, развились в здоровое и способное к размножению потомство. Доклад об этом был представлен руководителем исследования Кацухико Хаяси на III Международном саммите по редактированию генома человека, который прошел в начале марта в Лондоне. Как отмечает Nature News, был продемонстрирован метод, который может открыть путь к устранению причин некоторых форм бесплодия и даже допускает получение эмбрионов от однополых родителей. Ученые в разных странах и лабораториях работают в этом направлении не один год. Прорыв совершил Хаяси в 2020 году, выявив генетические изменения, которые необходимы клеткам для созревания в яйцеклетки в лабораторных условиях. В 2021-м его группа показала, как можно воссоздать микросреду яичников мыши для выращивания яйцеклеток, способных дать здоровое потомство.

Вооружившись этим знанием, японские ученые взялись за проект создания яйцеклеток из клеток взрослого самца мыши. Они репрограммировали их, чтобы получить индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPSC), подобные эмбриональным стволовым клеткам. Затем их культивировали до тех пор, пока некоторые из них не утратили спонтанно присущую клеткам самцов Y-хромосому. После этого отобранный материал обработали веществом под названием реверсин, вызывающим ошибки распределения хромосом во время клеточного деления, и отслеживали в растущей культуре клетки, которые стали хромосомально женскими, то есть несущими две копии Х-хромосом.

Из этих плюрипотентных клеток путем добавления выявленных ранее генетических сигналов авторы получили зрелые яйцеклетки. Их оплодотворили мышиными сперматозоидами и подсадили полученные эмбрионы в матку мыши-самки. Выживаемость потомства была невысока. Из 630 пересаженных эмбрионов детенышами стали лишь семь. Но эти мышата нормально росли и развивались, а достигнув взрослого возраста, были фертильными.

Между экспериментами на мышах и медицинским применением описанного метода лежит огромная дистанция хотя бы потому, что, по словам Хаяси, «есть большая разница между мышами и людьми». И эти различия часто осложняют усилия по перенесению открытий в репродуктологии и биологии стволовых клеток от мышей в клинику. Кроме того, Хаяси с коллегами пока не изучили как следует потомство, полученное в эксперименте, чтобы выяснить, отличается ли оно как-то от мышат, рождающихся в результате обычного скрещивания.