Маклай на Берегу Маклая. Потомок знаменитого этнографа продолжает его исследования

Завершилась третья экспедиция в Папуа-Новую Гвинею, возрождающая традиции изучения российскими учеными Южно-Тихоокеанского региона, заложенные путешественником, гуманистом, этнографом Н.Н.Миклухо-Маклаем в XIX веке. Первые две, проведенные совместно с учеными Папуа-Новогвинейского университета под эгидой Фонда сохранения этнокультурного наследия им. Миклухо-Маклая, состоялись в 2017-м и 2019 годах. Затем наступил вынужденный перерыв из-за пандемии коронавируса.

На этот раз в путь отправился основатель и директор фонда, руководитель Центра изучения Южно-Тихоокеанского региона Института востоковедения РАН Николай Миклухо-Маклай. В течение месяца он вел исследования в десяти деревнях на северо-востоке острова Новая Гвинея, где хорошо помнят его великого предка, место первой высадки которого запечатлено в названии Берег Маклая, где именем Маклай называют детей. Маклай-младший побывал также в столице государства Порт-Морсби; в ходе встреч с членами парламента, губернаторами провинций, руководителями и преподавателями университетов, сотрудниками библиотек укреплял ранее сформированные связи, уточнял маршруты сотрудничества.

Перед стартом экспедиции ее значение для возобновления всесторонних контактов России с Папуа-Новой Гвинеей оценил видный специалист по Австралии и островам Океании доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Александр Массов. Эксперт напомнил, что исследования Миклухо-Маклая, ставшего для папуасов национальным героем («белый папуас»), положили начало особым отношениям нашей страны с этим далеким островом. Они пусть и прерывались, но не исчезали. В 1960-е годы Советский Союз в ООН активно поддерживал стремление Папуа-Новой Гвинеи, которая была колонией Австралии, к независимости и одним из первых признал ее суверенитет в 1975 году. В 1971-м и 1977-м Новую Гвинею посетили комплексные экспедиции во главе с ведущим советским океанистом Д.Д.Тумаркиным из Института этнографии АН СССР, с участием специалистов академического Института востоковедения и других научных центров. Это наследие, заключил Александр Массов, надо беречь и приумножать по всем направлениям — в культуре, науке, экономике — чему экспедиция потомка знаменитого ученого, безусловно, будет способствовать; кроме того, она благоприятно скажется на имидже России в регионе, что важно в нынешней геополитической ситуации.

Сам Николай Миклухо-Маклай по возвращении домой сообщил «Поиску», что почти все задуманное удалось выполнить, причем создан большой задел на будущее.

«В отличие от двух предыдущих экспедиций эта была одиночной, что облегчило тяготы путешествия, ведь заботиться нужно было только о себе. Я добрался до мест, которые не посещались этнографами более сотни лет, познакомился со старейшинами и лидерами кланов тех деревень, которые слывут опасными в криминальном плане, — рассказал исследователь. — Во многом эти опасения преувеличены: межклановые конфликты случаются, но, как правило, разрешаются ненасильственным путем после общения старейшин».

Базой экспедиции стала деревня Горенду, жители которой выделили Николаю Миклухо-Маклаю персональную хижину на сваях (защита от змей, способ вентиляции), впрочем, ничем не отличавшуюся по уровню комфорта от остальных. По его словам, лишь такое погружение в реальный быт позволяет по-настоящему понять, как живут папуа-новогвинейцы. Ежедневно наблюдая за сбором кокосов, строительством традиционных каноэ, участвуя в охоте (с копьями и мачете) и рыбалке, путешествуя пешком по деревням, расположенным порой в десятках километров друг от друга, современный Миклухо-Маклай пришел к выводу, что даже скоростной Интернет, который теперь доступен в стране, не изменил устойчивый уклад жизни ее коренных жителей.

В путешествие он взял несколько томов научных дневников своего прапрадеда с описанием жизни аборигенов и рисунками. Обсуждение этих документальных материалов с жителями деревень позволило не только отметить перемены, происшедшие на острове со времен экспедиций 1870-х годов, но и убедиться в том, насколько точны папуасы в устных пересказах истории своего народа. Особенно интересно было услышать их версию первой встречи с Миклухо-Маклаем-старшим. Пролистав его дневники, папуа-новогвинейцы смогли скорректировать свои рассказы об этом памятном событии, передаваемые из поколения в поколение.

Акцент на исследования в деревнях был сделан не случайно — 87% населения страны, составляющего 10 миллионов человек, проживают в сельской местности, выращивая батат, ямс, бананы, кокосы, какао, кофе, а также кукурузу, которую когда-то привез сюда Миклухо-Мак­лай. Кормилица папуасов — пальма; сбор кокосов и продажа копры — неплохой источник доходов, как и рыбная ловля.

Маклай-младший также привлек местных жителей к полевой работе, но уже с научным уклоном. Как он объясняет, папуа-новогвинейцы — внутренне свободные люди, расположенные к сотрудничеству, а ключ к нему — принципы Маклая-старшего, который проповедовал дружелюбные, равноправные, доверительные отношения с туземцами. Следует этим традициям и его преемник, снискавший звание тамо боро (на бонгуанском языке — «уважаемый человек», «старейшина»). Вместе с папуасами он провел опросы жителей каждого дома, в результате были получены сведения о численности, возрастной и социальной структурах населения деревень, составе семей. Удалось описать обряд инициации (посвящения подростков в мужчин), другие местные праздники и ритуалы.

В ходе экспедиции были собраны уникальные предметы материальной культуры для пополнения коллекции музея Фонда им. Миклухо-Маклая, отснят большой объем фото- и видеоматериалов, который ляжет в основу статей, книг и документальных фильмов об экзотическом острове в Океании и его жителях. Можно не сомневаться, что скоро они станут достоянием широкой аудитории, ведь, как считает исполнительный директор Ассоциации исследователей стран Южно-Тихоокеанского региона Екатерина Астафьева из Института востоковедения РАН, «в области популяризации науки Николаю Миклухо-Маклаю равных нет».

Подводя предварительные итоги экспедиции, исследователь отмечает, что быт папуасов на Берегу Маклая с конца 2010-х годов изменился незначительно, несмотря на влияние глобальных экономических, социокультурных и внешнеполитических процессов. И все же растет уровень образования, в частности, начального. Так, в этом году были организованы группы для детей с 3 до 5 лет по изучению английского языка, который является языком образования в Папуа-Новой Гвинее. Государство взяло на себя 75% расходов на высшее образование в регионе Маданг. По мнению Николая Миклухо-Маклая, ощутимые изменения в жизни островитян не за горами, их принесут с собой верные спутники глобализации — компьютеры и гаджеты, число которых будет расти по экспоненте. Тем ценнее исследования, которые впервые удалось сделать на границе этих неизбежных перемен.

Аркадий Соснов

Фото предоставлено Фондом им. Н.Н.Миклухо-Маклая

Нет комментариев