Как помочь ученым решать этические дилеммы, расскзали томские ученые

28.07.2022

Современная цивилизация, в основе которой лежит стремительное развитие технологий, меняет мир, и вопросы границ допустимого влияния научно-технических достижений на жизнь человека важны сегодня не меньше, чем сами достижения. Центр науки и этики Томского государственного университета помогает ученым решать этические дилеммы, возникающие в ходе научных исследований.

Центр науки и этики ТГУ открылся в 2021 году в рамках федеральной программы «Приоритет 2030» по направлению «Социогуманитарный инжиниринг» – одного из ведущих стратегических направлений развития Томского государственного университета, которое исследует изменения человека под влиянием науки и технологий и разрабатывает методы наращивания человеческих возможностей.

– Этические дилеммы особенно остро проявляются в области геномных исследований: сегодня генетика в России и мире развивается беспрецедентными темпами, и люди воспринимают это неоднозначно – кто-то видит для себя угрозы, а кто-то – возможности позитивно повлиять на здоровье будущих поколений, – рассказывает эксперт Центра науки и этики ТГУ Дарья Мацепуро. – У исследователей отношение к соблюдению этических норм тоже спорное. К примеру, представители R&D-структур, фармкомпаний и других сфер бизнеса видят ограничения для своей деятельности в принятии механизмов этического регулирования. В своей работе мы опираемся на подходы, основанные на данных. Например, сотрудники центра разработали инструмент AWARE (Ask What Are Research Ethics), и пилотное исследование показало высокую чувствительность научного сообщества университета к этическим вопросам.

Исследовательская повестка Центра науки и этики ТГУ сфокусирована на единстве философской глубины, исследовательских подходов к этике и этики реальной науки, технологий и жизни общества. По своей сути, это интеллектуальное пространство взаимодействий и коллабораций внутри академического сообщества и за его пределами в ракурсе этического измерения научных исследований, научной политики и внедрения перспективных технологий.

– Что касается практических инструментов, то еще в 2011 году в ТГУ был создан Этический комитет междисциплинарных исследований – один из первых в России. Мы работаем с заявками как от студентов и начинающих исследователей, так и от ведущих ученых из разных предметных областей, – говорит Дарья Мацепуро. – Ежегодно мы пополняем пул экспертов. Формируется база реальных этических кейсов и закладывается культура проведения исследований с учетом базовых этических принципов. Процедура двойной слепой экспертизы, где заявитель не знает эксперта, а эксперт – заявителя, исключает конфликт интересов, обеспечивает максимальную объективность и повышает качество научного результата.

Сотрудники центра при участии молодых ученых разработали образовательный курс «Academic integrity» – «академическая честность». Результаты его апробации показали, что магистранты не всегда понимают, что такое исследовательская этика, как правильно проводить исследования, в том числе с участием людей, как гарантировать права участников исследования еще на стадии его проектирования, отмечает эксперт.

Еще одна задача центра – распространение научных знаний, чтобы люди могли рефлексировать о результатах научных исследований и участвовать в широких общественных дискуссиях, связанных с развитием технологий. Один из форматов работы с широкой аудиторией – киноклуб, где демонстрируют научные, научно-популярные, художественные и документальные фильмы о различных этических дилеммах, с последующей дискуссией с экспертами.

Центр науки и этики ТГУ был создан в результате консолидации многолетних усилий по выработке механизмов и инструментов экспертизы, консультирования и внедрения стандартов исследовательской этики, принятых в мировой науке. Один из примеров – Российский школьный близнецовый регистр, флагманский проект лаборатории когнитивных исследований и психогенетики, созданной в ТГУ в 2011 году по программе мегагрантов. Это уникальный научный ресурс, посредством которого изучается вклад генетических и средовых факторов в академические достижения. Этический комитет стал важной вехой для успешной реализации этого проекта, так как возникали вопросы с информированным согласием, защитой участников во время экспериментального этапа и другие.

 

Управление информационной политики ТГУ

Источник фото

Нет комментариев