Влияние климатических изменений на активность таежных клещей. Новые данные из Карелии

Изменения климата оказывают значительное влияние на фауну, что подтверждает недавнее исследование ученых из Карельского научного центра РАН. Наблюдения за таежными клещами в регионе показывают увеличение их численности и сдвиг активности на более ранние периоды года. Эти изменения ведут к новым вызовам в области экологии и здравоохранения.

Таежный клещ Ixodes persulcatus, основной переносчик вируса клещевого энцефалита, демонстрирует изменения в сезонной активности, что, по мнению исследователей, связано с потеплением климата. Исследование, проведенное на протяжении тридцати лет в заповеднике Кивач, показало, что снег в регионе начинает таять все раньше, что способствует более раннему активированию клещей.

«В сезон активности таежных клещей часто наблюдается чередование повышения и понижения численности. Причина таких изменений связана с переменчивой погодой весной и в начале лета»

— Сергей Бугмырин, руководитель лаборатории паразитологии животных и растений Института биологии КарНЦ РАН.

Сезонные изменения численности таежного клеща. («4»- апрель, «5»- май, «6»- июнь, «7» — июль)

Эти колебания численности являются прямым следствием климатических изменений, что подтверждается долгосрочными наблюдениями. Среднесуточные температуры воздуха в период активности клещей в Карелии обычно составляют от +3 до +15 °C, что и определяет начало и пик их активности. В свете последних исследований, ученые выявили, что на открытых участках, таких как вырубки или поля, снежный покров тает значительно раньше, чем в лесных биотопах, способствуя раннему появлению клещей.

Кроме того, в Карелии наблюдается активность другого вида — европейского лесного клеща Ixodes ricinus, который характеризуется другой биологией и активностью, оставаясь активным до осени.

«Самки этого вида могут перезимовывать, напитавшись кровью. Потому особи активны осенью»

— Сергей Бугмырин.

Эти данные подчеркивают необходимость дальнейшего изучения влияния климатических изменений на природные популяции клещей и связанные с этим риски для здоровья человека.