Пустыню не пустят. К спасению пастбищ привлекли ученых

Территория Северо-Западного Прикаспия из-за активно идущих процессов деградации и опустынивания земель считается одним из районов экологического бедствия в южных регионах России. Именно здесь сосредоточены земли Кизлярских отгонных пастбищ, занимающих площадь более 1500 тысяч гектаров. Они расположены на территории Терско-Кумской низменности, находящейся в северной части Дагестана, между реками Кума и Терек. В марте нынешнего года Совет Федерации принял постановление «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Дагестан», в котором, в частности, рекомендовал Минсельхозу РФ рассмотреть предложения правительства Дагестана о финансировании мероприятий по восстановлению и улучшению земель Кизлярских пастбищ, а также о проведении их почвенного, агроэкологического и геоботанического обследований с привлечением федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и научных организаций, подведомственных Минобр­науки.

Ученые республики давно изучают этот регион. По данным Прикаспийского института биологических ресурсов (ПИБР) Дагестанского федерального исследовательского центра РАН (ДФИЦ РАН), если в 1959 году процессами опустынивания были охвачены 3,5% площади Кизлярских пастбищ, то в 1972-м — 37,2%, в 1986-м — 89,6%, а в 2000-м — 95%. Последние исследования ученых Института экологии и устойчивого развития ДГУ (ИЭУР ДГУ) с привлечением современных методов пространственного анализа, основанных на использовании материалов дистанционного зондирования и геоинформационных технологий, показали, что на территории Терско-Кумской полупустыни нарастают темпы образования очагов эоловой дефляции. И не только там: процесс затрагивает территорию всей Прикаспийской низменности (Дагестан, Калмыкия, Волгоградская и Астраханская области, Ставропольский край). По данным геоботанических исследований, за последние 50-60 лет доля сбитых пастбищ увеличилась с 17% до 80-90%, а продуктивность кормовых угодий снизилась с 5-7 ц.к.е. (центнеров на кормовую единицу) до 1,0-0,5 ц.к.е. с одного гектара.

Как установили ученые, в основе процессов опустынивания  прежде всего лежат такие специ­фические для данной территории природные факторы, как геоморфология, рельеф, почво­образующие породы, общая засушливость климата, подверженность стабильным сильным иссушающим ветрам, близкое залегание минерализированных грунтовых вод и соленосных грунтов, преобладание почв легкого гранулометрического состава. Все это не благоприятствует жизнедеятельности высокопродуктивных растительных сообществ. Поэтому здесь возникли своеобразные, причем весьма хрупкие, биоценозы. Исторически сложившееся соотношение указанных экологических факторов позволило фитоценозам сформировать определенный уровень продуктивности, при котором растительный покров вполне удовлетворительно защищал поч­вы от разрушительного воздействия ветровой эрозии.

Однако со второй половины XX века и особенно в последние 15-20 лет на этой территории возникли факторы, дестабилизирующие экологическое равновесие и препятствующие нормальному продуцированию сложившихся фитоценозов. Первый фактор связан с глобальным потеплением, следствием которого стало учащение засух с расширением охватываемых ими территорий. Последствия засухи усугубляются вторым дестабилизирующим фактором: количество овец на один гектар составляет более 2-3 голов, а для хрупкой местной природы это уже перегруз. При этом фитолесомелиоративные мероприятия по восстановлению растительного покрова не проводятся. Между тем Кизлярские пастбища играют значительную роль в развитии животноводства Дагестана, а экологические проблемы Прикаспийской низменности затрагивают огромный регион — территорию различных субъектов Российской Федерации.

Решение Совета Федерации о государственной поддержке социально-экономического развития Дагестана, по мнению ректора Дагестанского государственного университета (ДГУ) Муртазали Рабаданова, очень своевременное в плане долгосрочного развития республики. А то, что в постановлении напрямую говорится о привлечении к работе вузов и научных организаций, отражает их авторитет и важную роль в жизни региона.

В настоящее время ученые ДГУ и ДФИЦ РАН отрабатывают технологию автоматического выявления новых очагов дефляции, позволяющую систематизировать и оценивать произошедшие за последние десятилетия изменения на землях Кизлярских пастбищ. «Результаты такого анализа, как нам представляется, должны предварять разработку мероприятий по оптимизации и рациональному использованию пастбищных территорий», — убежден директор ИЭУР ДГУ Алимурад Гаджиев.

Помимо ДГУ и ДФИЦ РАН к работе подключатся участники недавно созданного по инициативе ДГУ консорциума образовательных, научных организаций и высокотехнологичных компаний республики. Его появление — ответ на вызовы времени, необходимость сконцентрироваться на прорывных направлениях, обеспечивающих научно-технологическое развитие не только Дагестана, но и всего Северного Кавказа, чему также должен способствовать научно-образовательный центр мирового уровня по комплексным проблемам устойчивого развития Кавказско-Каспийского региона, концепцию создания которого предложили ученые ДГУ и ДФИЦ РАН.

Станислав ФИОЛЕТОВ

Нет комментариев