Пуск и спуск. Географы МГУ подытожили экологические последствия стартов ракет-носителей с космодрома Байконур

Ракетно-космическая техника влияет на окружающую среду на всех этапах ее жизненного цикла: от подготовки и собственно запуска ракеты-носителя до утилизации упавших на землю отделяющихся частей. Экологическое сопровождение пусков включает оценку масштаба и интенсивности воздействия рухнувших обломков на природу.
Сотрудники географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова более 20 лет исследуют воздействие ракетно-космической техники на природные экосистемы районов падения ступеней ракет-носителей в районе космодрома Байконур (Республика Казахстан). Ежегодно ко Дню космонавтики ученые подводят итоги этих работ.
В ходе исследований ученые выясняют, на какой площади и как пострадал почвенный и растительный покров, какая территория затронута и насколько губителен оказался пожар для растительных сообществ (в случае возгорания), произошел ли пролив компонентов ракетного топлива.
Особое внимание уделяется керосину и гептилу как веществам четвертого и первого классов опасности. Кроме того, в экосистемы могут поступать тетраоксид азота и перекись водорода. По специально разработанной системе ведется отбор проб компонентов экосистем для оценки степени их загрязнения ракетным топливом.
— Итогом экологического сопровождения пусков ракет являются детальная характеристика выявленных нарушений, общая оценка нанесенного вреда и рекомендации по восстановлению нарушенных экосистем и дальнейшему контролю их состояния, — рассказала заведующая лабораторией экологической безопасности географического факультета МГУ Татьяна Королева.
В 2023 году менее 0,1% суммарной площади использованных районов подверглось возгораниям после падения отработавших ступеней.
Проливы топлива зафиксированы на участках площадью до 12 м² на местах падения первой ступени ракет-носителей «Союз-2» и на площади 8-22 м² на месте падения первой ступени ракеты-носителя «Протон».
При этом загрязнение почвы высокотоксичным гептилом близко к нулю, топливо обнаружено в единичной пробе. Но традиционно гептил присутствовал в снеге сразу после падения ступени, так как при низкой температуре замедлены его испарение и окисление, отметил старший научный сотрудник географического факультета Иван Семенков.
Помимо работ на штатных местах падения отработавших ступеней ученые подвели итоги многолетних мониторинговых изысканий в районе аварийного падения частей ракеты-носителя «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз-МС-10», произошедшего 11 октября 2018 года. Географы совместно с казахстанскими коллегами готовят публикацию по итогам своих многолетних исследований.
В 2024 году совместные российско-казахстанские послепусковые работы в районах падения первой ступени ракет-носителей продолжаются. Ежегодно полученные результаты и планы дальнейших исследований обсуждаются на межгосударственном Научно-техническом совете казахстанско-российских программ экологической безопасности деятельности космодрома Байконур.
Экологические последствия от использования российской ракетно-космической техники подведены географами в публикациях в журналах «Почвоведение» и Environmental Science and Pollution Research.

Пресс-служба географического факультета МГУ