Повышенная концентрация радона обнаружена в домах вблизи мусорных полигонов

Ученые Уральского федерального университета с коллегами из Нигерии выяснили, что в жилых домах Лагоса (Нигерия), расположенных вблизи свалок, концентрация радона в 20 случаях из 100 превышает норму, установленную ООН (200 Бк/м3). Длительное превышение средней концентрации радона, в свою очередь, увеличивает риск развития рака легких примерно на 16%. Эти и другие данные исследования опубликованы в журнале Applied Radiation and Isotopes.

«Радон является самым опасным радиоактивным газом в окружающей среде. Поскольку он естественным образом поступает из Земли, люди всегда подвергаются радоновому воздействию. Газ легко проникает внутрь зданий через трещины и щели. Вдыхание радона и продуктов его распада в помещениях достигает 55% естественного облучения человеческого организма, поэтому измерение радона в различных средах имеет важное значение», — объясняет инженер-исследователь кафедры экспериментальной физики УрФУ Мостафа Юнесс Абдельфатах.

На концентрацию радона в помещении влияют многие факторы: геологические и геофизические характеристики территории, материалы, использованные для строительства здания, система вентиляции, метеорологические условия и уровень концентрации радона на открытом воздухе.

«Возможно, свалки являются источником плохого запаха, особенно в жарких климатических условиях Нигерии. Поэтому жители близрасположенных домов реже проветривают помещения, что может быть причиной повышенной концентрации радона в домах», — полагает директор физико-технологического института УрФУ Владимир Иванов.

Радон активно проникает в конструкции через мельчайшие отверстия и полупористые материалы, такие как шлакоблок и бетон.

«К сожалению, уплотнение или герметизация перекрытий фундамента не всегда могут эффективно снизить уровень радона в помещении. Необходимы специальные усилия по борьбе с превышением концентрации радона в помещениях. В жилых домах важно герметично закрывать отверстия вокруг канализационных и водопроводных труб, а во время строительства дома прокладывать специальную радоновую (вытяжную) трубу от подвала до крыши, чтобы радон выводился в атмосферу, не проникая в помещения», — отмечает Мостафа Юнесс Абдельфатах.

Один из эффективных способов снижения концентрации радона в помещениях — улучшение вентилирования здания.

Уровни концентрации радона в соседних домах могут различаться и меняться с течением времени, поэтому необходимо регулярно проводить замеры внутри отдельно взятого помещения, полагают ученые. Это поможет определить риски воздействия радона на организм.

«Мы проводим ряд замеров уровня радона в воздухе, почвах и воде в городе Лагос с начала года. Полученные данные о влиянии мусорных полигонов на уровень радона в близлежащих домах применимы и для других городов, в том числе российских. На основе наших исследований Институт промышленной экологии УрО РАН планирует проводить замеры уровня радона совместно с добровольцами из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска. У нас есть также ряд исследовательских проектов для Египта, Ирака, Саудовской Аравии и Италии. Все они посвящены оценке влияния естественного фонового излучения на здоровье людей», — рассказывает ученый о работе.

Пресс-служба УрФУ