Учёные нашли источник «пробиотиков» для коралловых рифов

До недавнего времени считалось, что рыбы, питающиеся кораллами (кораллоядные) ослабляют структуру рифов, а те, что питаются водорослями и детритом (травоядные), способствуют сохранению рифов здоровыми. Однако ученые обнаружили, что фекалии травоядных оставляют на кораллах гораздо большие повреждений — возможно, потому, что содержат коралловые патогены. Напротив, фекалии кораллоядных могут служить источником полезных микробов, помогающих рифам процветать.

«Кораллоядные рыбы обычно считаются вредными, потому что они кусают кораллы, — отмечает доктор Карстен Групстра из Университета Райса, ведущий автор исследования, опубликованного в Frontiers in Marine Science. — Но оказывается, что это еще не все. Фекалии кораллов содержат множество таксонов бактерий, которые в нормальных условиях ассоциируются со здоровыми кораллами, что может привести к естественному распространению «коралловых пробиотиков», аналогично терапии трансплантацией фекальной микробиоты у людей».

Тропические кораллы —  пристанище для множества рыб, которые оставляют на рифах следы своей жизнедеятельности. И хотя фекалии рыб рассеивают питательные вещества, которые могут помочь поддерживать здоровье кораллового рифа, они также содержат патогены и отложения, способные задушить части живых кораллов. Эти отмирающие участки кораллов называются поражениями. Чтобы защитить уязвимые экосистемы коралловых рифов, ученые решили понять, как работает цикл переработки отходов и питательных веществ.

Групстра с коллегами  изучали влияние фекалий как кораллоядных, так и травоядных на живые кораллы. Исследователи помещали кусочки кораллов в банки со стерильной морской водой и наносили фекалии кораллоядных и травоядных рыб в разные банки. После эксперимента каждый кусок коралла был исследован и классифицирован как внешне здоровый, содержащий повреждения или мертвый.

Также ученые взяли образцы фекалий нескольких видов кораллоядных и травоядных рыб, чтобы выяснить, какие бактерии они содержат. Это помогло понять, какие виды бактерий воздействуют на кораллы, содержат ли фекалии специфические коралловые патогены и можно ли  результаты эксперимента по добавлению фекалий распространить на других рыб, которые также питались кораллами или водорослями и детритом.

Экскременты травоядных рыб вызывали повреждения или гибель всех частей кораллов, в то время как фекалии кораллоядных вызывали меньшее количество поражений, причем меньшего размера, и редко приводили к смерти коралла.  Таким образом, рыба, которую специалисты считали «вредной», может способствовать здоровью коралловых рифов.

«Эти результаты приводят к более тонкому пониманию роли рыб на коралловых рифах и могут помочь нам лучше понять взаимодействия, происходящие на рифах по всему миру, — заключает Групстра. — И кораллофаги, и травоядные играют важную экологическую роль, и понимание этих ролей может помочь нам лучше управлять экосистемами и сохранять их».

Фото: w-dog.ru