Верните голову! В Дагестане шлифуют республиканскую концепцию развития образования - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Верните голову! В Дагестане шлифуют республиканскую концепцию развития образования

В Концепции развития образования в Дагестане до 2030 года, которая принята в республике, учтены все его уровни, в том числе высшая школа. Но нет «головы» – аспирантуры. Такое мнение высказал директор Дагестанского федерального исследовательского центра РАН (ДФИЦ РАН) член-корреспондент РАН Акай Муртазаев в ходе круглого стола «Концепция развития образования в Республике Дагестан как инструмент реализации региональной образовательной политики», организованного совместно с Министерством образования и науки республики и Дагестанским государственным университетом (ДГУ).

После превращения аспирантуры в третью ступень высшего образования ситуация изменилась кардинально: число аспирантов в стране снизилось вдвое, количество защитивших диссертацию – в пять раз. В большинстве академических институтов аспирантура прекратила существование.

“Нелепые требования, связанные с аккредитацией, появились буквально в один день и тут же должны были быть выполнены; вдруг стало необходимым наличие буфета, медпункта, общежития, архива и т. д., – сказал Акай Муртазаев. – Это привело к перекосу и деградации системы аспирантуры в академических организациях. Например, на Северном Кавказе своевременно смог пройти эту аккредитацию только Институт физики Дагестанского федерального исследовательского центра (ДФИЦ) РАН”.

Сегодня по Дагестану картина такая: в ДФИЦ обучаются 15 бюджетных аспирантов, в ДГУ – 40 бюджетных и 97 внебюджетных, в Дагестанском государственном техническом университете (ДГТУ) – 109 бюджетных и 1 внебюджетный, в Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ) – 85 внебюджетных. В аграрном и медицинском вузах своя специфика. С защитой из аспирантуры выходят менее 1% аспирантов. Кадры в вузах и научных организациях стремительно стареют и теряют квалификацию, поскольку старшее поколение уходит, а ему на смену идут специалисты без ученых степеней, научной квалификации.

“Без системы подготовки кадров высшей квалификации через 10 лет в научных организациях и вузах ситуация станет катастрофической, – считает руководитель ДФИЦ РАН. – Когда вводилась эта система при министре образования и науки РФ Дмитрии Ливанове, никакого обсуждения ее ни в научных организациях, ни в вузах не было. Концепция развития образования в Республике Дагестан до 2030 года хороша, но отсутствие в ней аспирантуры может все перечеркнуть. Подготовку специалистов важно начинать с кадров высшей квалификации”.

В сентябре 2021 года аспирантура в очередной раз была реформирована, с нынешнего года прием ведется по новой схеме. В ходе этих преобразований многое исправлено. Главным плюсом Акай Муртазаев считает то, что подготовка кадров в аспирантуре будет производиться по специальностям ВАК, а не по направлениям, как это было ранее, и аккредитацию теперь проходить не надо.

Заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ Джафар Маллаев считает, что замена отечественной системы образования уровневой (бакалавриат, магистратура) ослабила подготовку специалистов.

«Болонская система образования, навязанная нам как путь интеграции в мировое сообщество, показала свою несостоятельность, – отметил ученый. – Отечественная система прошла богатейший исторический путь развития, взяла все лучшее из опыта ведущих стран мира, формировалась на менталитете, национальной культуре и традициях народов России, на вкладе научного сообщества, ведущих педагогов и психологов страны. Все достижения, прорывные технологии и обороноспособность России во многом выстроены на отечественном образовании прошлого столетия».

Взять хотя бы постоянную смену федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), с изменением требуемых компетенций. Создается впечатление, что ФГОСы составляют люди, далекие от науки и практики. Это контрпродуктивно, отвлекает учителей и преподавателей от учебной, научной и воспитательной работы. Ранее были единые учебные планы и программы, разработанные ведущими учеными, учителями, методистами страны, и они оправдывали себя, считает ученый.

Среди факторов, тормозящих развитие системы образования и качество подготовки кадров в Дагестане, руководитель Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН Шихрагим Кутаев назвал низкую оплату труда. Как следствие, низка мотивация и результативность подготовки учеников. Высока текучесть педагогических кадров. Слаба профессиональная педагогическая и психологическая подготовка молодых учителей. Отмечается нежелание, а зачастую и неспособность профильных педагогов готовить учеников к сдаче ЕГЭ.
Для реализации эффективной образовательной политики Шихрагим Кутаев предложил принять управленческие решения с соответствующей финансовой основой. В частности, разработать региональный проект «Молодой учитель», предполагающий предоставление жилья педагогическим работникам, проработавшим в профессии 10-20 лет (жилищный сертификат, льготная ипотека, выделение целевых средств на приобретение жилья и т. д.). По аналогии с программой «Земский доктор» нужно предусмотреть средства для городских учителей. При этом суммы по программам «Земский доктор» и «Земский учитель» рекомендуется увеличить в 1,5-2 раза.

«Процесс привлечения молодых одаренных педагогов необходимо начинать сейчас, в том числе потому, что еще осталась прослойка педагогов с большим опытом и стажем, которые могут стать наставниками для них», – подчеркнул Шихрагим Кутаев.

Первый заместитель министра образования и науки Дагестана Магомед Абидов сообщил, что проект концепции образования находится на согласовании в органах государственной власти и до 5 мая 2022 года будет представлен в правительство республики для утверждения.

Напомним, что разработка концепции началась в марте прошлого года по поручению главы республики Сергея Меликова. В декабре на заседании Совета при главе Дагестана по образованию и науке был обсужден ее рабочий вариант. В марте нынешнего года после большой работы, проведенной республиканским Министерством образования и науки совместно с учеными ДФИЦ РАН и преподавателями вузов, концепция была принята.

Пресс-служба ДФИЦ РАН

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2